К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эра Китая уже наступила

Эра Китая уже наступила
Бизнесу всего мира пора учиться жить по новым правилам

Автор — директор-основатель Evian Group

То, что китайская экономика выходит на второе место в мире, можно считать свершившимся фактом. Во втором квартале 2010 года Китай обогнал Японию и стал первой в Азии и второй на планете экономикой (после США). Это событие предсказывали еще несколько лет назад, большим сюрпризом оно не стало. Но такое положение дел нарушает статус кво, сохранявшийся в тихоокеанском регионе более столетия.

Исторически Китай был великой державой — страной, на которую смотрели с благоговением, о богатстве которой ходило множество легенд, описанных еще Марко Поло. Уже в 1820-х годах на Китай приходилось более 30% мирового ВВП. Япония выглядела неким придатком, добившимся большей части своих успехов за счет подражания Китаю.

 

Но со временем ситуация кардинально изменилась. Когда индустриализация пришла на восток, Китай стал противиться ей, не принимал новые веяния, в то время как Япония с легкостью стала к ним адаптироваться. С 1840-х годов Китай вступил в полосу упадка во всех сферах жизни, в то время как Япония гордо шла вперед, как единственная не западная нация, которая успешно провела индустриализацию. В 1894-1895 гг. Япония победила в своей первой войне с Китаем. Следующая, ставшая в конечном итоге частью Второй мировой, была проиграна, но Япония, так сказать, выиграла мир. Благодаря победе китайского коммунизма в 1949 году, начавшейся через год Корейской войне и развертыванию Холодной войны Япония быстро превратилась из недавнего врага США в их избалованного протеже.

С подписанием договора о безопасности между США и Японией в 1952 году Страна восходящего солнца могла рассчитывать на безоговорочную военную поддержку со стороны США и сосредоточиться на «выращивании» своего ВВП. Впоследствии это окрестили японским экономическим чудом. Олимпийские игры в Токио 1964 года символизировали возвращение Японии в мировое сообщество. Уже в следующем году она была принята в клуб богатейших государств, OECD, и через два года, в 1967-м, уже праздновала экономическую победу над Германией, став второй крупнейшей в мире экономикой. И пусть она не поднялась до первого места (хотя ученые мужи думали, что могла бы) во время удивительного экономического взлета в 80-е — однако вторую позицию до сегодняшнего дня не уступала.

 

Меж тем китайская экономика во все время правления Мао Цзедуна (1949-1976) была закрыта от остального мира. Китай сохранил геополитическое влияние — на всех континентах появлялись свои маоисты. Но с точки зрения бизнеса никого не интересовал.

Через три года после смерти Мао новое руководство на 180 градусов повернуло экономическую политику страны. Результаты множества реформ, проведенных в Китае на протяжении последних десятилетий, удивительны и беспрецедентны. Еще 30 лет назад китайская экономика была полностью закрытой, а сегодня Китай является крупнейшим в мире экспортером — он обогнал по этому показателю Германию еще в 2009 году. В последние 20 лет Китай по объему прямых инвестиций в его экономику постоянно занимал первое или второе место в мире. Во второй квартале текущего года, согласно данным Financial Times, BMW получила более 30% своей выручки благодаря рынку Китая, а GM уже продает в Поднебесной больше машин, чем в США.

Парадокс в том, что как только Китай выбрался из черный полосы, продолжавшейся около 150 лет, Япония, напротив, испытала ослабление в экономике, пережив два десятилетия потерь и теперь вынуждена согласиться на звание третьей мировой экономики. Тот небольшой огонь, что еще теплится в очаге японской экономики, питается в основном торговлей с Китаем и размещенным на его территории производством.

 

Это самая интересная экономическая история, произошедшая за несколько последних столетий. Никто не мог предположить, что это случиться так скоро.

Экономическое событие такого масштаба просто обязано иметь бесчисленные геополитические последствия. Прежде всего — договор о безопасности между США и Японией, который определял американскую стратегию в тихоокеанском регионе более 50 лет, может стать сейчас менее целесообразным. Впрочем, Япония никогда не прибегала к военной помощи США. За счет экономического подъема и благосостояния страна могла проводить политику, которую бывший глава министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая окрестил «дипломатией чековой книжки».

Может быть, в свое время Япония и была экономическим соперником Америки, особенно в период резкой активизации торговых отношений в 1980-х годах — но в геополитическом плане она была покорна и послушна. Геополитическая же позиция Китая не совсем ясна. Это друг? Враг? И то и другое, в зависимости от условий? Каких условий? Как — если затронуть только один острый вопрос из множества — Китай и США справятся с энергетическими проблемами XXI века?

Сможет ли Китай затмить экономику США в следующие пару десятилетий, как предсказывают многие, включая Goldman Sachs, — еще большой вопрос. У этого экономического колосса есть несколько слабых мест. Но одно можно сказать с определенностью: если XIX век был эпохой Европы, 20-й — веком Америки, то сейчас, похоже, мир вступил в эру Китая.

Какие выводы можно из этого сделать? В 1967 году французский мыслитель Жан-Жак Серван-Шрайбер опубликовал книгу под названием Le Défi Américain («Вызов Америки»), имевшую огромное влияние и переведенную на 15 языков. Основная мысль заключалась в том, что выживание требует адаптации к американскому образу ведения бизнеса. Европейские бизнес школы, такие как IMD, были учреждены, чтобы справиться с американским вызовом — они учат учиться у Соединенных Штатов.

 

Сегодня можно уверенно говорить о «китайском вызове». Это относится не только к китайскому рынку и производству на территории Китая, но к быстрому увеличению присутствия Китая на мировых рынках. Ведя бизнес, скажем, в Бразилии, нужно быть готовым, что вам встретятся там конкуренты из Поднебесной. Чтобы достойно встретить приход новой эры, нам надо многому научиться.

Автор — директор-основатель Evian Group

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+