Состоявшийся недавно «фестиваль будущего» RuCamp открыли два раунда боксерского боя. В первом — боксеры из клуба «Октябрь» продемонстрировали честное спортивное соревнование. Во втором, изображавшем российскую экономическую действительность, рефери в «почти чиновничьей униформе» выступал на стороне одного из боксеров, подсуживая ему и принимая участие в драке.
Подобного рода бой разворачивается на наших глазах между компаниями-претендентами на частоты для создания сетей связи четвертого поколения (4G). Минобороны просит без конкурса выдать частоты недавно созданной фирме «Основа телеком», которая на четверть принадлежит самому ведомству, и президент указывает «принять все необходимые [для этого] решения». А то, что не получит «Основа телеком», по всей видимости, отдадут без конкурса «Русэнерготелекому» — еще одной недавно созданной компании с государственным участием.
Сотовые операторы «большой тройки» в письмах президенту, премьер-министру и министру связи, напротив, предлагают распределить частоты на основе «прозрачного конкурса», тендера или аукциона. По их мнению, выделение частот «в пользу вновь созданных... компаний... приведет к негативным последствиям» для пользователей и государства в целом, прежде всего, к затягиванию строительства федеральной сети 4G, тогда как они сами обладают ресурсами для создания таких сетей «с максимальным охватом и высоким качеством сервиса в самые короткие сроки».
Отдельно взятый аргумент о вновь созданных компаниях, конечно, не выдерживает критики. Не допускать на рынок новичков по причине отсутствия у них опыта — значит исключать возможность появления новых компаний вообще. С тем же успехом можно требовать при поступлении в школу диплома о высшем образовании. И, если уж на то пошло, разве сами сотовые компании отказываются иметь дело с потребителями, не имеющими должного стажа успешного использования мобильного телефона?
Однако когда частоты выделяются без конкурса, новизна компаний выглядит обличающей. Одно дело — новая компания получила нечто, потому что больше других заплатила. Так может произойти на любом рынке. Другое дело — когда получила частоты по личному усмотрению чиновника. Человек, не желающий, чтобы его обвиняли в нечистоплотности, обычно стремится иметь дело с крупными и известными фирмами — «когда выбирают IBM, никто не спрашивает почему». Этот подход не всегда приводит к лучшим сделкам, но он оправдан.
Если же без объяснения причин избрана неизвестная фирма, значит вопрос «почему» не страшен. В конце концов, «приличный» ответ на него может придумать каждый. Скажем, выделения частот этим фирмам требуют соображения национальной безопасности (именно поэтому нужно, чтобы фирмы были с государственным участием) и интересы конкуренции (никому не известная фирма — «новый игрок», а это, дескать, в интересах потребителя).
Проблема в том, что мы готовы слушать эти объяснения, тогда как любой болельщик знает, что если рефери присуждает очки по своему вкусу, если он сам рвется в бой, то пора кричать «судью на мыло!», предполагая, что это наилучшее из возможных для судьи применений.
Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства