Автор — обозреватель «Новой газеты»
Вот не зря правительство РФ хотело отменить перепись населения 2010 года под надуманным предлогом ее чрезвычайной дороговизны. Как чувствовали, что ее результаты войдут в противоречие с победными реляциями в области демографии, здравоохранения и в прочих социальных сферах. За 8 лет, прошедших с переписи-2002, Россия потеряла 2,2 млн человек, или 1,6% населения страны. Первые, еще не уточненные по многим параметрам результаты переписи констатировали высокую преждевременную смертность мужчин. Что вызывает вопросы к Минздравсоцразвития и, увы, к тем передовым экономистам, которые настаивают на повышении порога пенсионного возраста — за этим порогом, как и всегда это бывало в истории России, особенно после войн и ГУЛАГа, останутся почти сплошь милые старушки. Такую страну передовой и постиндустриальной назвать никак нельзя.
Если переводить с чиновничьего языка на русский фразу из отчета о предварительных итогах переписи «Сокращение происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода», то получится следующее: если бы не мигранты, население России уменьшилось бы на более значительную цифру, миллиона на три.
Все это было понятно статистикам и демографам и до публикации результатов переписи 28 марта. Понятно и то, почему официальным лицам Росстата будет нелегко комментировать итоги переписной кампании. Вспомним, как по результатам переписи 1937 года за руководителем Центрального управления народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) Иваном Кравалем прибыла в Дом на набережной «черная маруся»: за 11 лет, прошедших с предыдущей переписи, Россия потеряла около 6 млн человек, что красноречиво свидетельствовало о «человеколюбивой» политике товарища Сталина. Результаты переписи-1937 были засекречены, статистики репрессированы, а на 1939 год назначили новые, «правильные» переписные мероприятия. Как говорил один из руководителей советской статистики академик Станислав Струмилин, «лучше стоять за высокие темпы роста, чем сидеть за низкие».
Сейчас времена более вегетарианские, и никто засекречивать результаты переписи не собирается, но оглашенные первые цифры ставят крест на мифе о времени «стабильности». Один из руководителей статистического ведомства сказал мне, что увеличилось «число населенных пунктов без населения». Эти данные, очевидно, будут в тех материалах, которые появятся до конца текущего года. Но и из предварительных результатов видно, что развитие России — очаговое. Население растет там, где можно заработать. Например, Москва показала нешуточный рост — 11%. Разумеется, за счет обезлюдения других российских территорий и притока населения из стран СНГ. Россия прирастает мигрантами и развивается диспропорционально: это колосс с огромной головой в виде столицы и на глиняных ногах, в которых сосредоточено население всей остальной России.
Перепись показала, что меры стимулирования рождаемости, деликатно выражаясь, не имеют отношения к решению проблемы компенсации убыли трудоспособного населения. Снижение рождаемости — тренд, зафиксированный демографами в середине 1960-х годов, и его никто не отменял. Что требует особого внимания к миграционной политике — она становится одной из главных. Вопросы адаптации мигрантов, превращения их в граждан России с параллельным решением проблемы ксенофобии «коренного» населения — это головная боль власти на несколько десятилетий вперед. Не менее важной темой оказывается пространственное развитие: не может страна состоять из оазисов, разбросанных по обезлюдевшей пустыне под названием Россия, заполненной кое-где хибарами с туалетами во дворах, но с тарелками спутникового ТВ, реющими над прохудившимися крышами. Пенсионная реформа и развитие здравоохранения становятся вопросами выживания нации, а реформа армии — способом вернуть в экономику выдернутых из нее на бессмысленную службу молодых людей.
Россия подорвалась на минах демографии и неравномерного развития. Страшно даже подумать, какие цифры даст следующая перепись населения. Может, нынешнему правительству, чтобы не портить настроение будущему президенту, отменить впредь все и всяческие переписи? Меньше знаешь — крепче спишь. Голосовать только будет некому. Хотя к тому времени можно и выборы отменить. По демографическим причинам.
Автор — обозреватель «Новой газеты»