Автор — заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара
6 февраля 2011 года исполнилось 100 лет со дня рождения Рональда Уилсона Рейгана, актера, блистательно игравшего на протяжении 8 лет роль 40-го президента США (1981-1989). Можно выделить четыре основных фактора, сделавших Рейгана одним из самых популярных американcких президентов: выбор востребованной временем правой идеологии, хорошие результаты внутренней и внешней политики, везение и личное обаяние лидера. Рассмотрим каждый из этих факторов.
Усиление внимания к «правой идеологии» оказалось крайне востребованным в США начиная с конца 1960-х годов. Это было связано прежде всего со структурными сдвигами в американской промышленности: упадком отраслей горной промышленности и старой промышленности, производящей товары массового потребления (в которых традиционно были сильны профсоюзы), а также ростом «постиндустриального» сектора экономики, требовавшего более гибкой социально-экономической политики. В джентльменский набор «правого» политика должны входить:
1) консервативная денежно-кредитная политика как способ обеспечения низкой инфляции;
2) сбалансированный бюджет как результат низких налогов и невысоких расходов;
3) сокращение регулирующего вмешательства государства.
Все три пункта входили в предвыборную программу Рейгана и разделялись большинством политически активных американцев.
Результаты внутренней и внешней политики администрации Рейгана.
Прежде всего, Рейгану удалось вывести страну из стагфляции 1970-х: с 1983 года ВВП устойчиво рос, при низкой инфляции стабильно сокращалась безработица. Если, по данным Bureau of Economic Analisis, United States Bureau of Labor Statistics, в 1980 году темпы роста ВВП США были отрицательными (минус 0,3%), инфляция равнялась 13,5%, а безработица — 7,1%, то в 1988 году наблюдался рост ВВП США (4,1%), уровень инфляции и безработицы равнялись 4,1% и 5,5% соответственно.
Что касается внешней политики, то на момент прихода Рейгана к власти в США доминировал страх, что СССР имеет преимущество в холодной войне по сравнению с США. К концу правления Рейгана доминирование США было очевидным.
Везение во многом определило популярность Рейгана и его место в истории. Действия его администрации вряд ли можно охарактеризовать как резкое изменение ранее проводившегося курса, а также как последовательное движение «вправо», приносящее устойчиво положительные результаты.
Ужесточение денежно-кредитной политики, проводимое председателем правления ФРС Полом Волкером, началось еще до прихода Рейгана к власти. Основная же заслуга Рейгана состоит в том, что он дал довести этот процесс до конца: в июне 1981 года ставка рефинансирования достигла максимума в 20%, после чего инфляция начала быстро снижаться. Однако так как нормализация ситуации произошла в годы правления Рейгана, то именно ему достались лавры победителя инфляции.
Аналогичной представляется ситуация с дерегулированием экономики: предшественник Рейгана Джимми Картер начал процесс дерегулирования авиа- и автоперевозок, железных дорог, связи, газоснабжения и банковского сектора. Администрация же Рейгана, продолжив начатые Картером реформы, смогла «записать их результаты в свой политический актив».
Бюджетно-налоговая политика администрации Рейгана была далека от идеалов консерватизма. Консервативный правый политик стремится снизить налоги, но при этом должен понимать, от каких государственных расходов он готов убедить общество отказаться. Сбалансированность бюджета для такого политика является непререкаемой ценностью. Рейган абсолютно обоснованно, с точки зрения правой идеологии, пошел на резкое сокращение предельных ставок обложения доходов граждан и прибылей корпораций (например, предельная ставка подоходного налога сократилась с 70% до 28%) при одновременном расширении налоговой базы за счет сокращении налоговых льгот. Федеральная составляющая налоговой нагрузки сократилась с 20,2% ВВП в 1981 году до 19,2% ВВП в 1989 году. Однако при этом не удалось обеспечить симметричного снижения расходов. Военные расходы вообще росли как на дрожжах: с 4,9% ВВП в начале правления Рейгана до 5,8% в 1988 году, когда уже было очевидно, что СССР не представляет для США реальной военной угрозы. При этом эксплуатировался весьма сомнительный для консервативного политика тезис о том, что снижение налоговых ставок приведет к такому ускорению развития экономики, которое обеспечит существенный рост налоговых поступлений. В условиях высокого уклонения от налогов, высокой безработицы и/или недозагруженных мощностей такая ситуация действительно может сложиться. Например, в России в начале 2000-х годов в ответ на резкое снижение предельных ставок обложения доходов граждан поступления выросли. Однако консервативный политик никогда не заложит этот эффект в бюджетные проектировки. В случае Рейгана чуда не произошло: налоговые поступления не стали стремительно расти в ответ на снижение налоговых ставок. В результате образовался значительный бюджетный дефицит, который пришлось покрывать за счет заимствований: долг федерального правительства увеличился с 33,3% в 1980 году до 51,9% в 1988 году. Сам Рейган считал дефицитный бюджет крупнейшим своим провалом. Но и здесь ему повезло: большинство стран рассматривало долговые обязательства США как надежный способ вложения средств, поэтому заимствования были относительно дешевыми. В результате администрация Рейгана «залезла» в карман будущих поколений американцев (или кредиторов США, в случае если данная страна не сможет в долгосрочном периоде обслуживать свой долг), но в правление самого Рейгана это было не сильно заметно.
Кроме всего вышеперечисленного Рейгану повезло:
— с падением цен на нефть в начале его правления;
— с крайне благоприятным соотношением трудоспособного и нетрудоспособного населения (пенсионная система и система здравоохранения еще не представляли смертельной угрозы для государственных финансов США);
— с геополитическим ослаблением СССР (очевидно, что советская экономическая модель была обречена, однако совпадение упадка СССР с гонкой вооружений и агрессивной риторикой Рейгана позволило последнему получить лавры победителя в холодной войне).
Личное обаяние Рейгана заключалось в его манере вести беседу. Он обладал великолепной памятью, хорошим чувством юмора, артистично рассказывал истории и анекдоты, позволяющие в легкой форме донести его политические взгляды. Однако главным его качеством, которое, к сожалению, так редко встречается у руководителей, было доброжелательное восприятие чужой точки зрения. Он воспринимал критику не в штыки, а как подарок, как возможность обсудить интересующий его вопрос. Он всегда имел мужество сказать: «Я недостаточно знаю, чтобы ответить на это вопрос».
Во многом политика Рейгана определялась объективными факторами развития страны, он же внес в эти процессы присущий ему артистизм. Поэтому Рейган, как никто из американских политиков, мог бы повторить предсмертные слова Октавиана Августа: «Коль хорошо сыграли мы, похлопайте и проводите добрым нас напутствием», — и услышать заслуженные аплодисменты.
Автор — заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара