К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

За что дали Нобеля по экономике в 2010-м

За что дали Нобеля по экономике в 2010-м
Поиск контрагентов, партнеров, сотрудников, работы требует сил и времени. Даймонд, Мортенсен и Писсаридис придумали, как посчитать эти издержки

Автор — профессор макроэкономики Российской экономической школы

Нобелевская премия по экономике 2010 года была в понедельник присуждена американским исследователям Питеру Даймонду (Массачусетский технологический институт), Дейлу Мортенсену (Северо-Западный университет) и британцу Кристоферу Писсаридису (Лондонская школа экономики) за анализ рынков с поисковыми издержками (analysis of markets with search frictions).

Что это, собственно говоря, означает?

 

Основой данного подхода является предположение о том, что поиск контрагента по сделке требует затрат — как временных, так и материальных. Например, если человек ищет работу, он тратит время на просмотр объявлений о вакансиях, рассылку резюме, собеседования с потенциальными работодателями и т. д. Получив предложение о работе, он может либо принять его, либо отказаться — в последнем случае он продолжает нести издержки, связанные с поиском, в надежде получить более привлекательное предложение в будущем. В похожей ситуации оказывается и работодатель: проинтервьюировав N человек, он может сделать предложение одному из них либо пригласить для собеседования ещё нескольких в надежде встретить среди них кандидата, ещё более подходящего для данной работы.

Наличие издержек, связанных с поиском, или «поисковых трений», свойственно не только рынку труда, но также рынкам товаров и услуг. Производитель продуктов тратит ресурсы на поиск надёжных поставщиков сырья, производитель бытовой техники — на поиск поставщиков комплектующих, и т. д. Рациональные экономические агенты решают нести поисковые издержки вплоть до какого-то разумного предела всякий раз, когда их потенциальные партнёры на рынке неоднородны с точки зрения ожидаемых взаимных выгод от сделки. Так, с точки зрения фирмы, из двух кандидатов один будет больше подходить для данной работы, а другой — меньше. А кандидату одна из двух предложенных работ покажется более привлекательной, чем другая.

 

Явный учет издержек на поиск существенно меняет механизм функционирования рынка. Модель классического (Вальрасова) рынка, где единая равновесная цена формируется под воздействием сил спроса и предложения, является сильно упрощенной и не позволяет анализировать такие важные явления, как безработица и разброс цен и зарплат в экономике. Действительно, если на таком идеальном рынке вдруг возникнет безработица, т. е. избыточное предложение рабочей силы, равновесная зарплата просто будет понижаться до тех пор, пока объем предложения труда не сравняется со спросом на него, после чего безработица исчезнет.

В модели с издержками на поиск безработица возникает по «естественным» причинам, поскольку в любой фазе делового цикла часть людей будет находиться в процессе поиска. Очевидно, что такой подход к моделированию рынка труда предлагает, среди прочего, ценный инструментарий для объяснения эмпирических закономерностей, которым следуют показатели рынка труда (вакансии, безработные, зарплата) между различными фазами делового цикла, а также для исследований того, как должна быть устроена политика правительства в области регулирования рынка труда и социального страхования.

Автор — профессор макроэкономики Российской экономической школы

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+