Банк Москвы: временные владельцы ушли, проблемные кредиты остались
В четверг банк ВТБ сообщил, что увеличил свою долю в капитале Банка Москвы до 80,57%. Закончилась полная секретов и недомолвок история покупки одного из крупнейших банков страны у московского правительства и крупнейшего миноритария банка и одновременно его президента Андрея Бородина. Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин торжествует. В официальном пресс-релизе он заявил, что менеджменту удалось решить «одну из ключевых задач» — консолидировать более 80% акций Банка Москвы. Почему это так важно? Потому что теперь возникли условия для выполнения генерального соглашения ВТБ с Агентством по страхованию вкладов (АСВ): при получении ВТБ более 75% акций Банка Москвы агентство обещало предоставить на затыкание балансовой дыры столичного банка, находящегося в плачевном состоянии, заем — 295 млрд рублей по льготной ставке. А сам ВТБ через свою «дочку» предоставит Банку Москвы еще 100 млрд рублей дополнительного капитала.
Представитель ВТБ сказал Forbes, что не может сообщить ничего, кроме того, что опубликовано в пресс-релизе. Источник, близкий к компании Сулеймана Керимова «Нафта Москва», структурам которой принадлежало около 3,9% Банка Москвы, подтвердил Forbes, что ВТБ получил именно этот пакет. Дополнительных деталей сделки он не раскрыл. Другой миноритарный акционер, предприниматель Виталий Юсуфов подтвердил, что «продал свой пакет полностью». По его словам, «оплата… произведена в полном объеме», а кредит погашен. Других подробностей он не рассказал.
Керимов давно известен в банковских кругах, и его участие в переходе Банка Москвы из рук в руки ни у кого удивления не вызывало. Он купил долю Банка Москвы, принадлежавшую раньше банку Goldman Sachs, а теперь перепродал ее ВТБ. А вот появление на сцене 31-летнего Виталия Юсуфова, владельца немецких судостроительный верфей Nordic Yards и сына бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова, невозможно было объяснить. Тем более что он покупал акции бывшего президента Банка Москвы Андрея Бородина на кредит самого Банка Москвы ($1,13 млрд), который, как уверял Бородин в интервью «Ведомостям», был выдан с ведома ВТБ.
Как объяснял «Ведомостям» Бородин, Юсуфов-старший участвовал в его переговорах с ВТБ, обещал защиту от уголовных преследований или судебных разбирательств и продажа пакета Юсуфову-младшему была частью сделки. Кредит Банка Москвы для покупки пакета был выдан под залог Nordic Yards и акций «первоклассных» российских предприятий.
Переход Банка Москвы от столичного правительства к ВТБ был поспешным и с самого начала обставлен множеством необычных условий.
Толчком для вывода банка из зоны влияния мэрии стала отставка в 2010 году московского градоначальника Юрия Лужкова. При нем Москва накопила немалый дефицит бюджета, и новому мэру Сергею Собянину требовалось срочно получить помощь Минфина. Министерство готово было на это пойти только на условиях запуска приватизации избыточной муниципальной собственности, включая Банк Москвы, в котором столице принадлежало 46,48%. Вместо того чтобы продать свой пакет на конкурсе, заработав за счет конкуренции претендентов, мэрия передала свой пакет подконтрольной ей Центральной топливной компании, а та в феврале 2011 года продала его единственному претенденту — ВТБ.
После этого обнаружилось, что в балансе Банка Москвы огромная дыра. Как писал менеджменту ВТБ член Консультационного совета акционеров ВТБ, управляющий директор инвестиционной компании EuroAtlantic Investments Василий Сидоров, «due diligence приобретаемого банка фактически не был сделан». По его словам, кредитный портфель Банка Москвы «состоит по большей части (на 217 млрд рублей) из кредитов, выданных аффилированным с бывшим менеджментом… лицам и не обеспеченных должными залогами». А общая сумма проблемных кредитов составляет 368 млрд рублей (в том числе 80 млрд рублей — кредиты «фирмам-помойкам», 60 млрд рублей — офшорам).
Санация Банка Москвы происходит за счет акционеров ВТБ и налогоплательщиков, заявил Forbes Василий Сидоров. По его мнению, сделка с Виталием Юсуфовым, в том случае, если за акции ему хоть что-то заплатили, демонстрирует «одиозное завышение цены за актив, который не стоит ничего».
«ВТБ получит от АСВ столько денег, что ему хватит и на Банк Москвы, и на себя, и за все это нам, налогоплательщикам, придется платить из своего кармана. Не понимаю, как люди, организовавшие эту сделку, до сих пор находятся на своих местах», — комментирует директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко.