Как различить хорошего юриста, не очень хорошего и просто самозванца? «Ассоциация юристов России» решила заняться этим весьма актуальным вопросом — объявлен конкурс среди рейтинговых агентств на участие в рейтинговании юридических фирм и адвокатских бюро. Сама по себе идея хорошая: во всем мире рейтинг служит критерием профессионализма юристов и качества их работы. Потребители получают качество с гарантией, недобросовестные юристы теряют рынок. Но прежде чем приняться за эту работу в России, нужно еще очень многое сделать предварительно.
Среди самых известных мировых рейтингов стоит назвать английские Chambers & Partners и Legal 500, немецкий рейтинг журнала Juve, выпускающего ежегодный справочник Juve Handbuch, рейтинги американских журналов Legal Business и American Lawyer. Ежегодно выпускается обновленный рейтинг-справочник, где сообщается краткая информация о юридической фирме, о работающих в ней юристах, упоминаются самые значимые проекты или дела за последний год, цитируются высказывания клиентов, даются редакционные комментарии, обобщающие собранные мнения. Справедливости ради нужно отметить: есть в России несколько юридических фирм, отвечающих международным требованиям и стандартам качества и уже входящих в рейтинги Chambers & Partners и Legal 500.
Но можно ли ввести систему рейтингов в России?
В нашей стране существуют две большие группы юристов. Первая группа — вертикаль системы адвокатуры. Это настоящая государственная монополия на адвокатов, около 90% из них фактически состоит на «госслужбе» (вспомним норму, прямо запрещающую адвокатам предпринимательскую деятельность). Здесь существует двойная система контроля: федеральные и региональные палаты адвокатов. Сначала будущий адвокат сдает государственный экзамен по окончании вуза. А затем региональные палаты адвокатов проводят экзамены на статус адвоката, программа которых охватывает все спектры российского права! Его нереально сдать, лишь взятки спасают зачастую.
Вторая группа — «дикая дивизия» юристов, желающих оказывать юридические услуги. Они практически неподконтрольны закону, они могут объединяться в фирмы и компании, а могут быть и «свободными художниками». Эти лица не отягощены никакими этическими или профессиональными стандартами. Для них необязательно юридическое образование, да и образование вообще. Порой уволенные из правоохранительных органов по дискредитирующим основаниям люди составляют костяк юридических фирм, занимающихся рейдерством, вышибанием долгов и т. п. Причем такие юристы, в отличие от адвокатов, свободны в выборе формы своей деятельности. Они могут организовывать любые компании, создавать иностранные филиалы, использовать сторонние финансовые ресурсы и т. д.
Поэтому прежде чем заниматься рейтингами, нам нужно сделать ряд серьезных шагов к наведению порядка. В Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» требуются поправки, снимающие ограничение на участие адвокатов и адвокатских образований в предпринимательской деятельности. Поправки в закон должны упростить привлечение внешнего финансирования. И конечно, надо прекратить дублирование системы высшего образования в виде дополнительных экзаменов. Адвоката оценивает клиент, и если адвокат успешен, но узко специализирован — зачем заставлять его становиться всезнайкой? Ассоциация юристов России должна контролировать качество высшего юридического образования, чтобы оно не требовало перепроверки.
Помимо законодательных пробелов существует несоответствие российской практики мировым тенденциям. Международный юридический бизнес изменился: компании создают сети филиалов, выходят на биржу. У крупных юридических структур оборот измеряется миллиардами долларов. Иностранные юридические фирмы становятся все более бизнес-ориентированными, профессиональными и хорошо управляемыми, привлекая дополнительные средства за счет продажи акций.
У нас с бизнесом работает не более двух процентов российских адвокатов. Законодательство запрещает российским адвокатам создавать адвокатские образования в виде акционерных обществ. Дозволенными организационными формами являются лишь адвокатский кабинет, бюро, коллегия адвокатов, членами которой не могут быть не юристы. Адвокатская деятельность не является предпринимательской, гласит п. 2 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Адвокату запрещено выступать работодателем для других адвокатов, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой и преподавательской. Деятельность адвокатов определяется как «юридическая помощь», а не оказание услуг. Свою лепту внес Конституционный Суд РФ: оценив конституционность положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 ГК РФ, он запретил определять вознаграждение исходя из результатов рассмотрения дела и закрепил позицию ВАС РФ, в соответствии с которой российским адвокатам запрещен распространенный во всем мире «гонорар успеха».
С другой стороны, ни одна развитая страна мира не допускает того, чтобы юридические услуги предоставлялись любыми лицами и без соблюдения профессиональных стандартов. Ассоциация юристов России — организация, объединяющая как адвокатов, так и других лиц, занимающихся консультированием по вопросам права, — может взять на себя функции допуска (лицензирования) к оказанию платных юридических услуг и формированию в России профессиональной группы, соответствующей стандартам. А уже потом участников этой группы можно было бы рейтинговать.
Автор — адвокат, доктор юридических наук, профессор