Олег Дерипаска предложил «Норильскому никелю» продать энергетическую компанию ОГК-3 за $2 млрд. Рынок воспринял эту идею позитивно, ОГК-3 стала одним из лидеров роста, а аналитики, конечно, рекомендуют «Норникелю» продать энергоактив.
Но скорее всего, никакой сделки между «Русалом» и «Норникелем» по ОГК-3 не будет. По моему мнению, предложение Олега Дерипаски следует рассматривать в контексте диалога двух акционеров «Норильского никеля» и менеджмента компании. В этом контексте предложения о покупке вполне достаточно — покупать, собственно, уже не обязательно.
История диалога акционеров с менеджментом такова. Олег Дерипаска, после того как выкупил акции Михаила Прохорова в «Норникеле» в декабре 2007 года, искал синергии «Норникеля» с другими своими бизнесами. Шли, например, разговоры о слиянии с «Русалом». «Интеррос» такой синергии не искал, а, напротив, опасался стать младшим партнером в СП с Дерипаской. Конфликт начался еще до кризиса, потом было затих, чтобы после кризиса разгореться с новой силой. На собрании акционеров весной этого года пришли две конфликтующие группы. С одной стороны, «Русал», с другой — «Интеррос» вместе с менеджментом компании (голосует пакетом акций принадлежащих «дочке»). Победила вторая сторона.
С тех пор менеджмент компании стал мишенью для критики со стороны «Русала», который обвиняет правление компании в некомпетентности. Есть и программа от Дерипаски — с ее тезисами любой желающий может ознакомиться на сайте «Спасем Норильский никель!». Один из этих тезисов — необходимость срочной распродажи непрофильных активов. Никто из крупных акционеров «Норникеля» не против, и менеджмент тоже, в общем-то, за. Глава компании Владимир Стржалковский уже продает Stillwater Mining (убыточное американское подразделение). Что до ОГК-3 (другой непрофильный актив), то глава «Интерроса» Владимир Потанин в интервью «Коммерсанту» признал, что и этот актив надо продавать, фиксируя тем самым гигантские убытки. Куплена энергокомпания была за $4,2 млрд, а продать ее сегодня получится только за $2 млрд.
Более того, нашелся и покупатель. А именно компания «Интер РАО», патронируемая могущественным вице-премьером Игорем Сечиным. «Интер РАО» уже почти договорился с «Норникелем» об обмене ОГК-3 на свой собственный пакет акций. Сделка находится на этапе формального утверждения сторонами. Как раз в этот момент Олег Дерипаска и делает свое предложение о выкупе ОГК-3. Аналитики уже заявили, что получить деньги за ОГК-3 лучше, чем пакет акций. Продать ОГК-3 за деньги — значит увеличить в момент финансовый результат для акционеров.
Теперь менеджмент «Норильского никеля» находится в классической lose-lose (обратное от win-win) ситуации. Отказать Дерипаске — самим подставиться. Уже не только «Русал» будет говорить о некомпетентности менеджмента компании — его поддержат и аналитики, и, вероятно, миноритарные акционеры. А поддержка последних очень важна: у блока «Интерроса» и Стржалковского нет контроля в «Норникеле», им нужна поддержка владельцев как минимум 7% акций компании. Как убедить эти 7%, что отказ от $2 млрд был сделан им во благо? Согласиться с Дерипаской тоже не вариант. Во-первых, это может обидеть председателя совета директоров «Интер РАО» Игоря Сечина, с которым насчет ОГК-3 уже вроде как договорились. К слову, вице-премьер Сечин весной 2009 года участвовал в корпоративном конфликте в «Норильском никеле», поддержав менеджмент. Если со стороны менеджмента встречных шагов (продажи ОГК-3) не будет, в другой раз он может поддержать кого-то другого. Во-вторых, соглашаться на предложение Дерипаски — тоже подставиться. В предложении о покупки ОГК-3 за деньги есть важная оговорка. Окончательная цена сделки будет определена после всестороннего анализа состояния компании. Не удивлюсь, если такой анализ покажет, что реальная цена ОГК-3, конечно, намного меньше, чем первоначально заявленные цифры. В общем, миноритарные акционеры опять не получат свои $2 млрд. А кто виноват? Кто довел ОГК-3 до такого состояния? Нерадивый хозяин — то есть «Норникель» — и его менеджмент.
Получается, что с точки зрения развития корпоративного конфликта в «Норильском никеле» Олег Дерипаска уже выиграл. И сделка ему уже в общем-то не нужна.