Автор — профессор Российской экономической школы
Отмена конгрессом США, в котором у республиканцев сейчас большинство, реформы здравоохранения, одобренной в марте прошлого года, может показаться смертельным ударом для администрации Обамы. Ведь эта реформа — пожалуй, самое значимое достижение Барака Обамы за время его нахождения у власти. На самом же деле это чисто символический акт: принятый конгрессом закон не имеет никаких шансов быть утвержденным сенатом, большинство в котором по-прежнему сохраняют демократы, так что президенту даже не придется налагать на него вето.
Голосование проходило строго по партийной линии (лишь трое демократов проголосовали «за») и не несло в себе никакой дополнительной информации по сравнению с результатами промежуточных выборов, прошедших в ноябре. Еще тогда стало понятно, что существенная часть население Америки не одобряет принятого закона. Другой вопрос, что именно населению не нравится в законе и что это означает для политического курса администрации Обамы в целом.
Тот факт, что система здравоохранения в Америке испытывает огромные проблемы и нуждается в срочной реформе, ни у кого не вызывает сомнений. Проблемы в этой сфере и требующиеся изменения настолько масштабны и разносторонни, что практически у любого находится масса поводов быть недовольным проведенной реформой. В этой ситуации очень легко заработать себе популярность, критикуя принятое законодательство. Гораздо сложнее предложить хоть какие-то изменения, которые получили бы поддержку избирателей, что неминуемо придется сделать республиканцам в самом скором времени.
Обама осмелился сделать свои предложения. Их суть: обеспечить медицинской страховкой 32 млн американцев, у которых сейчас ее нет из-за дороговизны. Такая реформа обойдется американскому налогоплательщику почти в $1 трлн в ближайшие 10 лет. Не мудрено, что конгрессмены-республиканцы считают подобную реформу слишком обременительной для казны. Масла в огонь подливают их опасения, что доступная медстраховка послужит распространению абортов, которые таким образом будут оплачены за счет государства.
При этом простая отмена принятых реформ, предполагаемая только что принятым в конгрессе законом, была бы равносильна политическому самоубийству. Январские опросы Associated Press свидетельствуют о том, что количество американцев, поддерживающих принятые реформы, и тех, кто выступает против, примерно одинаково. При этом подавляющее большинство недовольных критикует реформы за то, что они недостаточны для улучшения системы здравоохранения. Это вовсе не означает, что все они не поддерживают предложенную реформу. Лишь треть американцев хотят отмены или сокращения масштабов реформы.
В сложившейся ситуации демократам и республиканцам придется вместе дорабатывать реформу. Такая ситуация может оказаться на руку президенту Обаме. Он уже не раз показывал, что одним из его козырей является умение в нужных ситуациях договариваться с республиканцами, как это происходило, например, с недавним продлением введенных еще администрацией Буша налоговых льгот или ратификацией договора СНВ. В предыдущие два года это умение было редко востребовано, поскольку полный контроль демократов над исполнительной и законодательной властью делал договоренности с республиканцами необязательными. Такая свобода действий в большинстве случаев не идет на пользу политикам, которые, игнорируя своих оппонентов, шаг за шагом теряют поддержку населения.
Главным провалом администрации Обамы в последние два года были не конкретные акты, принятые или не принятые с ее подачи, а усилившаяся поляризация в обществе. Одним из основных посылов предвыборной программы Обамы стало единение нации во имя единой цели и снижение антагонизма между различными группами населения. На практике же доминирование демократов и их нежелание без особой нужды идти на компромисс, привело к прямо противоположным результатам. В сочетании с экономическими проблемами, которые сами по себе не настраивают население на благодушных лад, это вызвало раскол в американском обществе, становящийся серьезной социальной проблемой.
Недавняя трагедия в Туксоне заставила многих осознать, насколько этот раскол далеко зашел, и вновь сделала единение нации и снижение антагонизма между демократами и республиканцами одной из центральных тем американской политической жизни. В подобной ситуации у президента Обамы, только что объявившего о своем намерение баллотироваться на второй срок, появляется еще один шанс использовать свой талант для достижения компромиссов и наведения мостов со своими политическими конкурентами, чтобы снизить уровень поляризации в обществе. Это качество выгодно отличает его от потенциальных конкурентов, таких, например, как Сара Пейлин, превратившаяся чуть ли не в символ раскола в американском обществе.
Идея национального единения может уже во второй раз стать одной из центральных тем предвыборной компании Обамы. Но на этот раз ему уже не удастся ограничиться лишь талантливыми выступлениями на публике — избиратели потребуют от него как от действующего президента реальных достижений в этой области. У Обамы есть еще два года, чтобы их продемонстрировать. Хотя его успех на выборах будет зависеть, прежде всего, от темпов восстановления американской экономики — а в этом его влияние очень ограничено.
Автор — профессор Российской экономической школы