Автор — член Экспертного совета при комитете по транспорту Госдумы РФ, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора»
Огромные очереди на техосмотр, люди занимают их с пяти утра и не могут пройти в течение дня. Процесс растягивается на несколько дней. Причин несколько. Одна из них — сезонный прилив «подснежников», тех, кто не ездил зимой, но у кого закончился техосмотр. Но основная причина — смена власти в Москве, кадровые перемены на уровне ГАИ Москвы и, как следствие, усиление контроля. Теперь милиция стала полицией, грядет переаттестация, и гаишники боятся за свои места. Отсюда и возникший страх массово продавать талоны. Как следствие — большая часть тех, кто покупал талоны техосмотра, переместилась в очереди, а для остальных цены за липовый техосмотр сразу подскочили. Думаю, цифры увеличились минимум вдвое: если раньше это было 3000-4000 рублей, то теперь 6000-8000 рублей вполне реальны.
Что можно сделать?
Первое — организовать круглосуточный техосмотр. Такая практика уже существовала несколько лет назад, но была отменена, так как ночью эти площадки простаивали. Второе, как предложил Дмитрий Медведев, — вообще отменить техосмотр, но сделать это так: отменить техосмотр для новых автомобилей, потому что завод-изготовитель должен нести ответственность за то, чтобы его изделия соответствовали техническим нормативам. А тем, кто привык ремонтировать автомобиль в гараже, дать возможность проходить техосмотр в рамках саморегулируемых организаций. Такие организации коллективно отвечают за каждого члена своей ассоциации, несут фискальную, страховую и денежную ответственность. Тем, кто проходит постоянное техобслуживание на автосервисах, нужно дать возможность получать этот талон по факту, бесплатно. То есть если человек не менее года регулярно обслуживается, то через некоторое время он получает подтверждение, что автомобиль под контролем, профилактические и ремонтные работы делаются и выполнены на высоком профессиональном уровне. Проект такого федерального закона уже есть, но пока что он завис в комитете по транспорту.
Во многих странах техосмотра как такового нет. Если его отменять, то надо предусмотреть ответственность водителя, от административной и финансовой до уголовной, в том случае если его транспортное средство явилось причиной ДТП. Это и будет мотивацией для того, чтобы постоянно содержать свое транспортное средство в порядке, а не так, как сейчас: поехал в сервис, только когда что-то отвалилось, а когда застучало или загремело, никто туда не обращается. Что касается автомобилей, транспортных средств, пассажироперевозчиков и грузоперевозчиков опасных крупногабаритных грузов, то там нужен достаточно жесткий контроль.
Но частный техосмотр не понравился Медведеву, потому что в этом случае совмещаются функции проверки и предоставления услуг, а значит, возникает угроза того, что эти услуги будут навязываться. На самом деле в случае с саморегулируемыми организациями такая опасность минимальна: всегда можно пойти к их конкурентам, обратиться в группы разбора, которые оценивают действия членов ассоциации. Так что проходить техосмотр и устранять проблему тут же, на месте, вполне реально, но Медведев решил, что это коррупционно, и в результате законопроект повис в воздухе.
Проблема, с которой мы столкнулись, задолго до этого была в Твери. Там Владимир Васильев, председатель комитета по безопасности, будучи депутатом от этого региона, собирал гаишников и коммерсантов и в итоге добился того, что в Твери появились такие коммерческие структуры и очереди были ликвидированы. Успех очевиден: здесь есть и конкуренция, и расширение «ареала» услуг.
Сколько продержится эта проблема очередей, будет зависеть от того, какой формат прохождения техосмотра будет утвержден. Если у полиции все эти функции будут изъяты, к чему все и идет и что совершенно правильно, то некоторое время, возможно, будут проблемы переходного периода, пока эта сфера бизнеса не будет занята коммерческими, прежде всего саморегулируемыми структурами. Но потом, надеюсь, мы почувствуем прогресс по сравнению с нынешней ситуацией.
В чем моя задача как председателя координационного совета МООА «Свобода выбора»? Пролоббировать этот процесс. Государство должно создать экономические условия, чтобы стало выгодно не нарушать закон. Мы доносим эту проблему до власти, в том числе и с помощью СМИ. У нас есть возможность сформировать общественное мнение, которое так или иначе дойдет до руководства. Этим и должно заниматься гражданское общество.
Автор — член Экспертного совета при комитете по транспорту Госдумы РФ, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора»