За первую неделю августа мировые цены на нефть упали более чем на 10%. Европейская Brent снизилась со $120 до $105 за баррель, американская WTI — c $95 до $85. Скорость, с которой происходило это падение, многим напомнила памятные события второй половины 2008 года.
Кто-то привычно вспомнил недобрым словом спекулянтов, которые «формируют» нефтяные цены на своих торговых площадках. Как это часто случается, спекулятивный фактор гораздо чаще вспоминается во времена падения цен. Во времена роста больше приходят в голову другие слова: падение добычи в Ливии, политика ОПЕК, истощение крупных месторождений, бурно растущий спрос Китая и других развивающихся экономик. Но уж если падение — то точно спекулянты.
Хотя прогнозирование цен на нефть — весьма неблагодарное занятие, нам представляется, что риски дальнейшего снижения цен гораздо более значительны, чем это представляется многим. Чтобы посмотреть «бычьи» прогнозы, далеко ходить не надо — аналитика большинства инвестиционных банков приведет много аргументов «за». Возможно, стоит более подробно рассмотреть аргументы «против».
Во-первых, замедление мировой экономики способно оказать сильное охлаждающее воздействие на сырьевые рынки. В конце июля Бюро экономического анализа сильно пересмотрело данные по американскому ВВП с 2008 года. Пересмотренные данные показывают более серьезную картину спада — через 4 года американская экономика пока так и не достигла в реальном выражении предкризисных уровней. Данные по второму кварталу (рост всего лишь на 1,3% в годовом выражении) также не обнадеживают. Министерство энергетики США пересмотрело «вниз» оперативные данные по потреблению нефти за последние месяцы. Да и в целом последние экономические данные не внушают оптимизма. Замедление мировой экономики означает замедление спроса на нефть. Международное энергетическое агентство на днях понизило свой прогноз по мировому спросу на нефть на 2011 год.
Во-вторых, ОПЕК может испытать сложности с обеспечением скоординированной позиции по квотам. Сильные колебания в ценах на нефть, а также различное понимание уровня «справедливой» цены постепенно подрывает единство стран ОПЕК. На заседании членов ОПЕК в июне страны не смогли достичь договоренностей по повышению квот, хотя фактический уровень добычи уже давно превышает согласованные квоты. Это снижает уровень дисциплины среди стран-членов. К тому же то, что Ливия выбыла из стран-экспортеров, создает различные варианты для маневров.
В-третьих, спекулятивные позиции по нефти сокращаются. Если считать, что именно спекулянты управляют нефтяным рынком, то следствием этого должно стать то, что спекулятивные позиции на фьючерсном рынке опережают изменение цен. Тогда это даст возможность заработать. Чистая длинная позиция по нефти на NYMEX за последний год выросла почти в три раза, но с мая довольно устойчиво снижалась. В феврале некоторое ослабление нефтяных цен, не поддержанное спекулятивным спросом, обернулось ростом котировок.
В-четвертых, временный характер спреда между WTI и Брентом. С 2011 года на рынках наблюдается довольно нетипичная ситуация — разница между ценами на американскую нефть WTI и европейскую Брент (к которой привязаны котировки российской Urals), не превышающая, как правило, нескольких долларов, стала устойчиво выше $15 за баррель. Основные причины такого положения — снижение поставок ливийской нефти практически до нуля, проведение ремонтных работ на шельфе Северного моря, увеличение поставок в США из Канады — носят временный характер. Такой большой арбитраж (стоимость транспортировки между США и Европой составляет около $3-4 на баррель) создает все условия к тому, что экспорт нефти и нефтепродуктов с американского рынка сократил эти арбитражные возможности. В конечном итоге это будет означать не только некоторое повышение котировок WTI, но и снижение стоимости Brent.
Тем не менее обвал цен, как это было в 2008 году, маловероятен. Для того сценария необходим полномасштабный финансовый кризис со всеми сопутствующими признаками. Но возвращение цен в диапазон $80-90 за баррель, характерный для большей части прошлого года, более чем вероятен. Российскому бюджету, который в 2012 году, по официальным расчетам Министерства финансов, балансирует при цене в $124,6, придется, видимо, сократить свои аппетиты.
Автор — руководитель экономического департамента «Института энергетики и финансов»