К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Лукашенко нашел $2 млрд и что он будет с ними делать

Как Лукашенко нашел $2 млрд и что он будет с ними делать
Деньги пойдут не «Беларуськалию», а на стабилизацию валютного рынка Белоруссии

Автор — президент Научно-исследовательского центра Мизеса

В начале августа российский Сбербанк вместе с Deutsche Bank дали самому дорогому белорусскому предприятию «Беларуськалий» кредит в размере $2 млрд под будущую экспортную выручку и залог 35% акций данного предприятия. Чуть раньше по подобной схеме «Беларуськалий» получил заем $300 млн от Азербайджана. Такие большие деньги нужны не самому «Беларуськалию», а его владельцу — белорусскому государству. Речь идет не о технологической модернизации или производственной экспансии, а о банальном обслуживании долгов и стабилизации валютного рынка. Иного способа найти валюту в ситуации острого валютного кризиса Александр Лукашенко не нашел.

В кредитной сделке пары Сбербанк/Deutsche Bank с «Беларуськалием» явно просматриваются интересы и решения третьих сторон. Без согласия Кремля/Путина Герман Греф никогда бы на такую сделку не пошел. Россия нашла способ поддержать Александра Лукашенко, минимизировав репутационные и финансовые риски. Российский дуумвират может продолжать критиковать главу Белоруссии, давая ему понять, что они открыты прагматичным переговорам по переделу белорусской госсобственности, а не очередному раунду болтовни по поводу союзного государства / Таможенного союза. Финансовая сторона продумана еще более основательно.

 

Первая страховка — партнерство с уважаемым немецким банком, чтобы никто не заподозрил в политизации сделки. Вторая страховка — условия сделки. Рыночной цены «Беларуськалия» пока нет. Официально ни один из серьезных международных оценщиков данное предприятие не оценивал, но объем залога (35% акций) и гарантии — валютная выручка — делают сделку чрезвычайно выгодной для кредиторов. Даже если дисконтировать на треть цену, которую озвучило за «Беларуськалий» белорусское правительство ($30 млрд), то все равно получится, что кредит $2 млрд выдается под залог акций стоимостью примерно $7 млрд. Добавим к этому валютную выручку предприятия.

 

В 2010 году экспорт калийных удобрений составил $2,23 млрд, а в более удачном 2008 году — $3,36 млрд. За январь — май 2011 года на экспорт было поставлено калийных удобрений на $1,33 млрд. При сохранении такой динамики экспорт калийных удобрений в 2011 году может превысить $3 млрд. Очевидно, что предоставлять $2-миллиардный кредит при такой системе страховки — это как покупать ценные бумаги с рейтингом ААА, но с доходностью 10-12%. Такого на фондовых площадках стабильных, развитых стран не бывает. Поэтому российско-немецкий альянс при политической поддержке Кремля и при непротивлении правительства Германии на это решился. Заработать почти $200 млн в год на неспособности белорусского правительства проводить качественную макроэкономическую политику — прекрасная сделка. А если заработок будет меньше, то остается еще возможность/вероятность свопа кредита на акции. Опять же получить за $2 млрд то, что стоит около $7 млрд, — прекрасная сделка. Желающих купить 35% «Беларуськалия» на мировом рынке, да и в самой России предостаточно, тем более что Сбербанк/Deutsche Bank получат возможность широкого ценового коридора для переговоров по продаже заложенных акций.

Белорусская сторона и не скрывает, что полученные $2 млрд кредита будут использованы для стабилизации валютного рынка и улучшения положения ключевых финансовых учреждений страны. Эти ресурсы должны помочь выйти на единый курс белорусского рубля в сентябре — октябре 2011 года, чтобы затем начать переговоры с фондом ЕврАзЭС по поводу второго транша выделенного кредита ($400 млн), а также с МВФ по запрошенному белорусским правительством кредиту $3,5–7 млрд. Все кредиторы и иностранные частные инвесторы, которые тесно сотрудничают с белорусскими властями, в один голос говорят о необходимости выхода на единый курс белорусского рубля и снятия ограничений по текущему счету платежного баланса.

Очевидно, более дешевого способа найти пару миллиардов долларов для пополнения золотовалютных резервов (ЗВР) Беларуси и обеспечения плавности выхода на единый курс (в начале августа разница между официальным курсом белорусского рубля и реальным рыночным на наличном рынке составляет 35-40%, безналичном — 45–55%) белорусские власти не нашли. Эти деньги помогут Нацбанку Беларуси минимизировать социальные и финансовые потери от либерализации валютного рынка, но проблемы в экономике Беларуси носят глубокий структурный характер и требуют более системных решений.

 

На 1 августа 2011 года ЗВР Беларуси составили всего $4,15 млрд (примерно 1,7 месяца импорта товаров). Неизбежная девальвация начала осени резко ухудшит долговые позиции белорусского правительства и коммерческих организаций. По итогам первой половины 2011 года дефицит внешней торговли товарами составил $4,5 млрд. По реальному рыночному курсу это примерно 13% ВВП. Лучше в 2011 году едва ли будет. По текущему счету платежного баланса ситуация тоже остается критической. Дефицит сохраняется на уровне 20–25% ВВП при пересчете этого показателя по реальному рыночному, а не официальному курсу. Так что сотрудничество Сбербанк/Deutsche Bank с Лукашенко и обещает быть долгим, и едва оно будет стабильным и спокойным. Белоруссия вступила в зону сильной макроэкономической и структурной турбулентности. Не исключен переход на режим полного ручного управления экономикой и отказ от выполнения части обязательств перед внешними кредиторами. Сегодня уже не только Россия и МВФ — крупнейшие кредиторы Белоруссии — заинтересованы в сохранении платежеспособности страны. Сбербанк/Deutsche Bank тоже будут внимательно анализировать не только кредитные, но и политические риски.

Когда ты должен кредитору $1000 — это твоя проблема. Когда ты должен $1 млрд — это уже его проблема. В свете этой народной мудрости краткосрочным бенефициаром кредитной сделки со Сбербанк/Deutsche Bank, безусловно, является Александр Лукашенко. Владимир Путин/Герман Греф сделали ставку на среднесрочную перспективу.

Белоруссия 2011-2012 как Россия 1994-1996

Между ситуацией конца лета 2011 года в Белоруссии и середины 1990-х в России есть очевидные параллели. Во-первых, ни к белорусскому правительству сегодня, ни к российской власти в разгар «лихих 1990-х» не было доверия со стороны кредиторов, инвесторов и своего бизнеса. Во-вторых, Белоруссия сегодня и РФ в 1990-е испытывали острый дефицит валюты при мягкой монетарной политике центральных банков. То есть хочется печатать много новых рублей, чтобы финансировать расходы государства, невзирая на объем валютной выручки и размер золотовалютных запасов. В-третьих, политики и чиновники обеих стран с разрывом в 15 лет не могут сократить госрасходы, чтобы адаптировать их к реальному уровню доходов. Хочется жить на широкую ногу, а надо затягивать пояса. В-четвертых, как Россия 15-17 лет назад, так и Белоруссия сегодня находится на грани процесса передела государственных активов. Твердой валюты и кредита доверия у распорядителей чужим (политиков и чиновников) нет. Зато есть острое желание заработать на приватизации в условиях полного контроля над СМИ и монополии на все ветви власти. Наконец, и на заре российской приватизации, и сегодня в Белоруссии нет достаточного количества внутренних ресурсов, чтобы купить по рыночной цене самые прибыльные активы страны.

В такой ситуации можно пойти двумя путями. Первый — игнорировать понятие «рыночная цена» и продать своим (своими могут быть и иностранные структуры) по приемлемой для будущих олигархов цене. Для отвода глаз можно назвать цену покупки социально приемлемой и соответствующей национальным интересам. Второй путь — продать «фамильное серебро» иностранным компаниям по договорным ценам, которые учитывают интересы и особый статус белорусских продавцов/чиновников. В случае с «Беларуськалием» проявляются черты второго сценария. Не факт, что именно он будет реализован. Не исключено, что в результате будет смешанное владение данным предприятием. Ясно одно: на «Беларуськалий» точат зуб серьезные игроки.

 

Автор — президент Научно-исследовательского центра Мизеса

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+