Протест или самовыражение: что стоит за современными субкультурами

С тех пор как в ХХ веке появились первые субкультуры, родители подростков не знают покоя. Кажется, что год за годом в разных семьях повторяется одна и та же история: у ребенка меняется поведение, манера говорить и одеваться, появляются новые приятели и увлечения.
И действительно, подросток, попавший под влияние субкультуры, может отдалиться от родных и друзей, забросить учебу и усвоить новые ценности и нормы — зачастую радикальные — которые не совпадают с принятыми в семье. Тревогу вызывает и связь некоторых субкультур с рисковым поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, нарушением закона. Взрослых также волнует, как окружающие будут воспринимать их ребенка и как его новое увлечение отразится на репутации семьи.
Но действительно ли субкультуры опасны? Стоит ли родителям волноваться? И как вообще устроены современные молодежные сообщества? Попробуем разобраться.
История вопроса
В ХХ веке субкультурами стали называть течения, объединяющие людей со схожими интересами, ценностями, идеологией, философией, музыкальными предпочтениями и стилем одежды. Представители одной субкультуры обычно проводили время вместе, противопоставляя себя остальному обществу.
Первые исследователи субкультур, представители Чикагской социологической школы Фредерик Зрашер и Пол Грессей в 1930-е годы пытались понять, почему молодежь собирается в сообщества. Зрашер изучал подростковые группировки и обнаружил, что их участников объединяют не столько криминальные наклонности, сколько стремление к приключениям и острым ощущениям, которые они не могут получить в традиционных социальных структурах. Грессей исследовал группы девушек-иммигранток в США, которые зарабатывали танцами в клубах, и выявил, что их объединение связано с поиском социальной поддержки и идентичности.
В те же годы американец Роберт Мертон разработал теорию социального напряжения. Она гласит, что девиантное, то есть отклоняющееся от общепринятых норм, поведение — это результат давления, возникающего из-за несоответствия между культурно одобряемыми целями и доступными средствами их достижения.
Мертон выделил несколько типов реакций на напряжение: конформизм (признание целей и средств их достижения), инновация (принятие целей, но использование социально неодобряемых средств), ритуализм (непризнание целей и использование общепринятых средств), отступничество (неприятие социально одобряемых целей и средств) и мятеж (замена социально одобряемых целей и средств собственными). В контексте субкультур инновация и мятеж особенно распространены, поскольку эти типы реакций предполагают альтернативные системы ценностей и нормы поведения, позволяющие достигать поставленных целей. Например, в западном обществе важен экономический успех, но легальная возможность добиться его есть не у всех. Поэтому некоторые пытаются достичь успеха незаконными путями — так формируются криминальные субкультуры.
В конце ХХ — начале ХХI века субкультуры начали смешиваться, уступать место более гибким формам взаимодействия. Многие исследователи стали отказываться от термина «субкультуры». Скажем, американский социолог Сара Торнтон в 1990-х ввела понятие «клубные культуры» для описания временных объединений молодежи, связанных с музыкой и танцами. Она объясняла, что эти группы не иерархичны и открыты для изменений. Французский социолог Мишель Маффесоли еще раньше, в конце 1980-х, предложил использовать термин «неоплемена». По его определению, это небольшие временные сообщества, которые формируются на основе общих интересов, вкусов или образа жизни. Они основаны на эмоциональных связях и коллективных переживаниях и ориентированы главным образом на совместный досуг и поиск удовольствий. Примеры таких объединений — клубные и спортивные.
Сегодня группы разнообразных фанатов по всему миру называются, как правило, фэндомы. Этот термин применяется к сообществам людей, которых объединяет какой-либо интерес — например, к японской анимации или культуре викторианской Англии.
Классифицировать субкультурные явления становится все сложнее. Раньше выбор одной идентичности подразумевал отказ от другой, а сегодня они с легкостью комбинируются. Например, если в прошлом молодой человек не мог считать себя хиппи и панком одновременно, то в наше время это было бы вполне возможно.
Российский контекст
В СССР большинство субкультур — стиляги, хиппи, панки, рокеры, байкеры, металлисты и др. — рассматривались прежде всего как угроза официальной идеологии, а представителей этих объединений обвиняли в пропаганде наркомании и асоциальном образе жизни.
Существовали также многочисленные уличные подростковые группировки, не имевшие ярких отличительных признаков. Они были более «классово близкими» господствующему строю, но при этом представляли опасность для социума. Члены этих групп, как правило, не выделялись внешне, занимались спортом и декларировали здоровый образ жизни. Их сообщества, однако, были похожи на взрослые преступные группировки и зачастую имели лидера с криминальным опытом. Одним из самых известных, например, было движение люберов, существовавшее в 1980-е годы в подмосковном городе Люберцы и агрессивно противостоявшее субкультурам. Любера, как, впрочем, и представители других, менее известных молодежных групп, избивали и насильно стригли тех, кто носил длинные волосы.
После распада СССР взгляды общества на субкультуры изменились: принадлежность к ним начали рассматривать в том числе как способ самовыражения.
Свойство современных субкультурных явлений — «вторичное инфицирование». Когда о субкультуре начинают говорить в СМИ, это привлекает к ней новых адептов. В СССР, например, каждая публикация о хиппи или панках приводила к увеличению числа людей, которые называли себя представителями одного из этих молодежных течений. Яркий пример того, как медийная популярность может способствовать романтизации субкультуры и вторичному инфицированию, — интерес к казанским подростковым группировкам советских времен, возникший после выхода фильма «Слово пацана» в 2023 году. Сувениры с символикой фильма и изображениями его героев, появившиеся в магазинах, дополнительно разжигали интерес современных подростков к этой субкультуре.
Стоит ли опасаться субкультур
У субкультур действительно бывают опасные или социально неприемлемые черты. Постсоветские хиппи, например, были маргинализированы, локальные группы могли как заниматься совместным творчеством, создавать произведения искусства, так и приобщать подростков к наркотикам. Некоторые приверженцы современной субкультуры фурри, которая объединяет людей, интересующихся антропоморфными животными, персонажами и их костюмами, испытывают интерес к эротическому или порнографическому контенту и проявляют сексуальную активность в фурри-среде. Это вызывает беспокойство за пределами сообщества, особенно у родителей подростков.
И все же в основном современные субкультуры влияют на подростков положительно: позволяют выразить себя и определить свою идентичность, обрести друзей и поддержку единомышленников. Новые необычные интересы помогают справляться с трудностями подросткового возраста, развивать креативность и навыки общения, адаптироваться к жизни в социуме.
В некоторых случаях подростковые увлечения перерастают в профессиональную деятельность. Например, многие косплееры связывают жизнь с шитьем или дизайном, а исполнители рэпа или танцоры становятся артистами. Однако большинство со временем теряет связь с субкультурами. В юности люди получают в молодежных объединениях то, чего им не хватает в семье и, скажем, в школе, а во взрослом возрасте, став родителями, благодаря «субкультурному опыту» лучше понимают собственных детей: принимают их увлечения, выстраивают с ними гармоничные отношения и поддерживают на пути к взрослению.
Мнение эксперта
Новые, выбивающиеся из привычных форматов феномены, как правило, вызывают у людей ужас. Зачастую его поддерживают журналисты и политики — и тогда начинает казаться, что новое явление угрожает общественному порядку. Это называется «моральная паника».
К субкультурам термин «моральная паника» впервые применил британский социолог Стэнли Коэн. В 1972 году он опубликовал книгу «Народные дьяволы и моральная паника: создание модов и рокеров», в которой описал реакцию британской общественности на соперничество между молодежными субкультурами тех лет. По его свидетельству, сообщества, объединенные собственными идеями, дресс-кодом и эстетикой — тедди-бои, панки, скинхеды, рокеры, металлисты, — вызывали у окружающих страх и недоумение.
Тому, кто выглядит или ведет себя не как все, и сейчас приписывают антинормативные, аморальные пристрастия. Считается, если человек, тем более несовершеннолетний, примыкает к сообществу, до добра это не доведет. Взрослые боятся, что потеряют контроль над ребенком, что он неправильно социализируется и будущее семьи окажется под угрозой. Волна паники захлестывает родителей и учителей, а законодатели и контролирующие органы, поддерживая их, принимают законы, которые ограничивают функционирование «опасных» объединений. Спустя некоторое время, однако, оказывается, что вред от влияния того или иного субкультурного явления преувеличен, и общество постепенно о нем забывает.
Раньше в основе многих субкультур лежал протест: против социальных норм, политического строя, власти денег, коррупции и т. д. Сегодня сущность субкультур меняется и одновременно сокращается пространство публичного высказывания в России. Поэтому трансформируется и вид протеста: из одной плоскости — отстаивания культурно-значимых ценностей и идей — он переходит в другую — эмоциональную.
В целом, примыкая к субкультурам, молодежь сегодня стремится выразить свою идентичность. То, как она это делает, определяется несколькими факторами.
Первый — подростки сегодня стремятся почувствовать радость жизни, однако это стремление идет вразрез с необходимостью упорно трудиться. Социологи, изучающие зумеров, говорят, что многие из них более открыты, дружелюбны, эмоциональны, чем представители других поколений. В системе ценностей современной молодежи важную роль играет самореализация и возможность получать удовольствие. Зумеры хотят не только работать и учиться, но и наслаждаться жизнью. Между тем им приходится сдавать экзамены, проявлять себя и собирать портфолио с собственными достижениями, поступать в вузы, искать работу на высококонкурентном рынке.
Второй фактор — экологическое мышление, свойственное молодежи. Современные подростки понимают, что им достаются ограниченные природные ресурсы, которые нужно беречь, и это вызывает у них тревогу. Они прислушиваются к зоозащитникам, людям, которые помогают животным и выступают за добросовестное отношение к ним. Постепенно у молодежи формируется особый взгляд на жизнь: в их мире нет места жестокости, но есть возможность проявить себя посредством малых дел, через волонтерство, экологические инициативы и т. д.
Животные, образы которых встречаются сегодня в кино, книгах, интернете, становятся яркими героями современной жизни. В одних только рилсах большую часть контента составляют ролики о нежных, симпатичных кошках, собаках и т. д, которым приписываются человеческие черты, голос, поведение и характер. Животные воспринимаются как добрые попутчики человека, которые не могут предать и обмануть. Неудивительно, что подростки начинают наделять их качествами, присущими только человеку: эмоциональностью, дружелюбием.
Попытка получить удовольствие от жизни, отказ от соревновательности, тренд на экологичное мышление, интерес к животным — все это стимулирует всплеск интереса к квадроберам, фурри и террианам. Это не субкультуры в классическом понимании, а хобби с элементами субкультур. Раньше таких увлечений у детей не было.
Увлечение животными и экологией показывает, что современные дети стремятся реализовать потребность в душевности, эмоциональности, эстетике и самопрезентации. Они устают от жесткой рациональности, политизации жизни, от формальных бюрократизированных мероприятий, которые организуют для них взрослые. Подчеркивая важность тактильности и чувственности, подростки выражают протест против контроля, который устанавливает над ними общество.
Еще один фактор, влияющий на способы выражения идентичности подростков, — смена источников трендов. Если раньше они приходили из Великобритании и США, то сегодня, когда Россия повернулась лицом к Востоку, — из Азии: Кореи, Японии, Китая. В этих странах прекрасно развита рекламная индустрия и информационные технологии, которые способствует мгновенному распространению трендов через глобальное информационное поле. Влиянием этого фактора можно объяснить повышенный интерес к азиатской культуре: кей-попу, аниме, дорамам.
Подростки всегда будут стремиться к поиску и выражению собственной идентичности, к самоопределению, созданию уникального образа. Поэтому субкультуры или движения, имеющие их элементы, никуда не денутся — и дети будут примыкать к ним, чтобы сообщить миру о своих ценностях и ощутить поддержку единомышленников. Пережив «субкультурный» период, большинство будет возвращаться к мейнстриму.