Как выбрать профессию в эпоху цифровизации

Время, когда профессию можно было выбрать раз и навсегда, вузовский диплом гарантировал трудоустройство, а движение по карьерной лестнице происходило почти всегда вверх, кануло в прошлое. Новые индустрии появляются быстрее, чем студенты проходят путь от первокурсника до выпускника, с огромной скоростью развиваются технологии, искусственный интеллект грозит вытеснить человека из многих сфер деятельности. Ежегодно возникает около 300 новых профессий, примерно столько же исчезает.
В такой обстановке родители старшеклассников зачастую пытаются найти понятные ориентиры, чтобы помочь ребенку с выбором специальности. Программисты востребованы — надо идти в ИТ. Госкорпорации занимают 70% рынка — карьеру можно сделать в сфере государственного управления. Кто-то придерживается консервативной позиции и считает, что «все эти диджитал-направления, SMM и виртуальная реальность» как появились, так в скором времени и исчезнут, а юристы и медики будут востребованы всегда. Но так или иначе все понимают: поиск своего места в мире значительно усложнился. Большинству родителей, вне зависимости от их взглядов, приходится непросто. Старые алгоритмы профориентации перестают работать, возникает необходимость искать новые точки опоры.
Установки, от которых стоит отказаться
Любые привычные стратегии основываются не только на проверенных временем истинах, но и на стереотипах. Отличить одно от другого бывает трудно, поэтому перечислим те установки, от которых в процессе профориентации точно лучше отойти.
«Выбор нужно сделать как можно раньше»
Это утверждение было верным, когда люди надолго оставались в профессии, оттачивали мастерство и зарабатывали репутацию, а знания и технологии менялись скорее количественно, чем качественно. Сегодня ранний старт важен лишь в некоторых областях — профессионализм приходит с годами, к примеру в музыке, спорте, танцах.
Дети познают мир, им необходимо пробовать себя в разных сферах. Если их увлечения и интересы часто меняются, это нормально. Требования родителей сконцентрироваться на чем-то одном не только не побуждают принять решение, но и вызывают тревогу. В конце концов ребенок может не выдержать напряжения и впасть в апатию, утратив интерес вообще ко всему. Есть и другая крайность — разрешать бросать любое дело на полпути, как только возникают первые трудности. Не имеет значения, на какой профессии в итоге остановится ребенок, — опыт неудач и их преодоления не менее важен, чем способность делать выбор.
«Профессию выбирают раз и навсегда»
Почему-то до сих пор принято считать: чем дольше человек в профессии, тем больших высот он достигает. Однако современный опыт показывает, что это правило не универсально: «высиживание» новых полномочий или продвижения по службе — скорее исключение, а для настоящих успехов в карьере требуются среди прочего гибкость, готовность осваивать смежные специальности и новые технологии. У каждого на слуху не одна и не две истории о людях, которые кардинально сменили направление деятельности и добились блестящих результатов.
Ситуацию с выбором профессии, которая оказалась неподходящей или невостребованной, можно сравнить с покупкой ценных бумаг: человек принимает решение, вкладывает все, что может, и планирует до старости жить на проценты. Но эмитенты могут обанкротиться, акции — упасть, и инвестор потеряет все, кроме разве что опыта. Тому, кто изначально к этому не готов, примириться с ситуацией будет непросто. А у осознающего все риски инвестора обязательно найдутся запасные варианты. Схожие законы работают и на рынке труда: умение выбрать подходящую специальность не так важно, как готовность осваивать новые профессии, меняться и учиться, если того потребуют обстоятельства.
«Белые воротнички больше зарабатывают»
Ремесло снова в цене. Те, кто не слишком хорошо ориентируется в потребностях современного рынка труда и уровнях заработка специалистов разного профиля, обычно удивляются, когда узнают, сколько платят на производстве грамотному мастеру. Синие воротнички — люди, умеющие ремонтировать, налаживать, строить, чинить, — востребованы как никогда. Да и характер их работы за последние десятилетия трансформировался. Большинство рабочих специальностей требуют высокого уровня компьютерной грамотности и связаны с использованием специальных программ и инструментов искусственного интеллекта. Изменились и условия работы синих воротничков: пыльный цех и тяжелый физический труд перестали быть ее непременными спутниками.
Реальность, с которой нужно считаться
Разобравшись с устаревшими стереотипами, можно определить установки, которые позволят сформировать не только трезвый взгляд на профориентацию, но и продуктивную стратегию помощи неопределившемуся подростку.
Нужно быть готовым постоянно учиться. Если не саму профессию, то направление в ней, скорее всего, придется менять, причем неоднократно. Даже тем, кто всю жизнь собирается заниматься, скажем, программированием, необходимо будет осваивать разные языки, заточенные под новые задачи. Бэкенд- и фронтенд-разработчики, специалисты по кибербезопасности, HTML-верстальщики, инженеры DevOps и разработчики баз данных — все это программисты с разными компетенциями, и им периодически нужно повышать квалификацию. Это касается почти любой специальности — работа маркетологов, психологов, финансистов в разных компаниях имеет свою специфику и предполагает определенный круг задач. При переходе из отдела в отдел, из организации в организацию характер деятельности меняется, требуется доучиваться и переучиваться. Возможно, скоро из лексикона исчезнет само понятие «профессия» — его заменит сочетание знаний, опыта, компетенций, интересов отдельных групп людей. Отсюда вывод: даже лучшее образование даст только основу. Чтобы оставаться востребованным и быть в тренде, придется постоянно осваивать новые технологии, стратегии и принципы.
Высшее образование для многих профессий переоценено. Разумеется, речь не идет о фундаментальных естественных и технических науках, таких как физика, математика, химия, биология и др., в которых базовые теоретические знания — безусловная необходимость. Но в прикладных специальностях актуальность информации быстро теряется. Надеяться, что высшее образование обеспечит все нужные для работы навыки, не стоит. В университете можно научиться находить необходимую информацию, ориентироваться в ней и критически ее оценивать, а также познакомиться с профессиональным сообществом, завести связи, которые пригодятся в будущем. Остальные знания и умения нарабатываются через личный трудовой опыт и последующее повышение квалификации.
Вузовский диплом на протяжении столетий считался безусловной ценностью. Поэтому многие родители рассуждают так: «У меня не было высшего образования — я смогу обеспечить его детям»; «У меня не было возможности учиться за границей — я отправлю за рубеж своих детей». От этих идей необязательно отказываться, но нужно уяснить, что высшее образование и обучение за рубежом перестали быть гарантией хорошей работы и материального благополучия. Наоборот, добиться успеха в жизни можно, сделав ставку, например, на практико-ориентированные курсы и получение опыта. Компании все меньше обращают внимание на диплом и все больше — на то, в чем человек успел себя попробовать: стажировки, волонтерскую работу и т. д.
Некоторые современные профессии исчезнут или кардинально изменятся под влиянием искусственного интеллекта. Исследователи из Оксфордского университета, задавшись целью определить, как технические инновации повлияют на рынок труда, ранжировали 702 профессии по степени потенциального влияния на них высоких технологий. Результаты показали, что в наибольшей степени цифровизация ударит по специалистам в телекоммуникациях, страховании, юриспруденции, торговле, в наименьшей — по людям творческих профессий и тем, чья работа связана с общением: хореографам, социальным работникам, психотерапевтам. Это не значит, что нужно отбросить идею заниматься, к примеру, правом и спешно переключиться на хореографию, но в рамках выбранного направления стоит подыскать специализацию, в наименьшей степени подверженную влиянию искусственного интеллекта: авторское право или, скажем, адвокатуру.
Имеет смысл также обратить внимание на те сферы деятельности, которые, предположительно, будут востребованы в эпоху ИИ и тесно связаны с его технологиями: интернет-коммерцию, робототехнику, сельское хозяйство, генетику и генную инженерию, космос, медицину, индустрию развлечений.
Как помочь ребенку сориентироваться
В школе распределение по профильным классам происходит довольно рано — такова данность современной образовательной системы. Конечно, есть дети, которым выбор направления дается легко: они знают, что их интересует, и хотят этим заниматься. Но таких немного. Большинство действует от противного: им не нравится, например, слишком сложная математика или конкретный учитель и они выбирают другой профиль. Многие идут в определенный класс за компанию с лучшими друзьями. Хотя выбор специализации в школе нельзя приравнивать к выбору жизненного пути, подойти к нему лучше подготовленным.
Профориентация начинается со знакомства с разными специальностями и сферами деятельности. Приступать к нему можно уже с начальной школы. Дети, как правило, плохо осведомлены о современных профессиях или вообще не имеют о них представления. Разумеется, все школьники понимают, кто такие блогеры и программисты, и примерно знают, чем заняты на работе родители. Важно расширить этот «профессиональный кругозор», донести до детей как можно больше сведений о самых разных специальностях. В идеале сделать это нужно до того, как в школе появится разделение на профильные классы.
Вопрос «Кем быть?», как правило, возникает у подростка в возрасте 14–15 лет. Однако далеко не все хотят на него отвечать — даже себе. Отказ взять на себя ответственность может иметь несколько причин:
- желание оттянуть взросление. Взрослым это представляется странным, ведь предыдущие поколения, напротив, стремились быстрее стать самостоятельными, вырваться из родительского гнезда и начать зарабатывать. Сейчас дети созревают позже, и некоторым требуется больше времени на то, чтобы осознать неизбежность нового этапа;
- отсутствие навыка принимать решения. Жизнь многих подростков четко расписана: секции, кружки, досуг. Семья, где все решают взрослые, — не редкость в нашем мире. Родители, многие из которых росли без контроля и должного внимания, с избытком обеспечивают их своим детям. Они считают, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, и водят его на спорт, уроки английского, музыки, планируют выходные и путешествия. Когда человеку, выросшему в таких условиях, задают вопрос, кем он хочет стать, ему кажется, что его бросают на произвол судьбы. Стремление продлить беззаботное существование и как можно дольше ни о чем не думать, абсолютно естественно;
- богатство выбора. Некоторые отказываются выбирать дальнейший путь еще и потому, что профессий слишком много и богатство выбора парализует. Примерно так чувствует себя человек в магазине, где много одежды, — из-за обилия вариантов он хочет уйти, так ничего и не примерив.
Задача взрослых не склонить ребенка к решению, надавив авторитетом, а помочь ему сузить выбор до двух-трех профессий. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов по профориентации. Подобно консультанту в магазине, предлагающему несколько версий гардероба, подходящего по стилю и типу фигуры, профориентолог помогает человеку осознать свои интересы, способности и особенности, соотнести их с ситуацией на рынке труда и существующими трендами и исходя из этого подобрать несколько вариантов деятельности.
Те, кто не готов обращаться к специалистам, могут пройти тесты по профориентации. Они помогают понять, какие профессии лучше подходят подростку с теми или иными предпочтениями и складом характера. У популярных тестов, однако, есть недостатки. Большая часть из них разрабатывалась под индустриальный, а не цифровой мир, и их матрицы «человек — человек», «человек — знак», «человек — машина» перестали быть универсальными. Многие современные профессии в них не укладываются, поскольку находятся на стыке разных областей: веб-дизайнер, биоинженер, киберспортсмен, бизнес-аналитик, нейропсихолог, специалист по кибербезопасности и др.
В целом родители должны понимать: чем раньше у ребенка появится право принимать важные решения, касающиеся его жизни, тем легче ему будет определиться с профессией.
Когда школьник самостоятельно, с помощью тестов или профориентолога выберет две-три специальности, нужно помочь ему больше о них узнать. Стоит поинтересоваться, где учат каждой из них, насколько они востребованы, какова конкуренция и средние зарплаты. Эту информацию можно получить, например, на интернет-платформах, посвященных карьере и поиску работы. Один из лучших способов ближе познакомиться с выбранными профессиями — экскурсии на предприятия. Там можно поговорить с людьми, которые увлечены своим делом и готовы рассказать, какие задачи они решают на работе.
Возможность вникнуть в суть разных специальностей дают также профессиональные курсы и мастер-классы. Рынок дополнительного образования предлагает массу вариантов: робототехника, сценарное мастерство, искусство макияжа. Многие профессии выглядят привлекательно — но только со стороны, и понять, действительно ли они интересны, можно, лишь узнав их кухню изнутри.
Выбор — последний, но не окончательный
Бывает и обратная ситуация. Ребенок с ранних лет знает, чем хочет заниматься в жизни, осознанно учится, например, в естественно-научном классе и готовится поступать в медицинский вуз. Но в последний момент, в год выпуска, внезапно меняет предпочтения. Этим он, конечно, вводит в ступор свою семью — ведь на репетиторов и подготовку ушла масса сил, денег и времени.
В таком случае не стоит переубеждать подростка. Лучше подумать о хорошем: человек не потратит пять или шесть лет на получение специальности, которая ему не подходит. Лучше попытаться понять, что в этой профессии казалось привлекательным раньше и почему она потеряла свое очарование. Может быть, сама медицина подростку все еще интересна, но пугает низкая оплата труда или расхотелось ежедневно взаимодействовать с пациентами. Тогда можно подыскать смежные специальности, в которых отсутствуют неприятные аспекты: биоинженера, инженера по медицинской технике, управленца в области медицины, медицинского журналиста. Если же ребенка перестала интересовать сама медицина, то информация о том, что его прельщало в этой специальности раньше, может стать точкой отсчета для поиска новой профессии.
Чтобы помочь ребенку сделать верный выбор, необходимо не только нащупать его интересы и определиться с предпочтениями, но и осознать его сильные и слабые стороны, понять структуру интеллекта. Человек, испытывающий проблемы с пространственным мышлением, едва ли станет успешным инженером или архитектором. А тот, кого утомляет монотонная работа, не сможет работать в бухгалтерии или архиве. Только выяснив, какие карты ребенок получил от жизни, можно решить, как распорядиться ими наилучшим образом.