К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

На старте карьеры: 10 ошибок начинающих репетиторов

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Начинающие преподаватели, которые делают первые шаги в профессии, совершают массу ошибок. Рассказываем о самых распространенных из них и объясняем, как их избежать

Работа репетитора — хорошая стартовая площадка для начинающих преподавателей, недавних студентов и молодых специалистов в сфере образования. Даже малоопытный репетитор, предлагающий индивидуальные уроки, может многое дать ученикам, ведь его внимание направлено на одного человека, а не на группу или целый класс. Такие преподаватели видят результаты своего труда и поэтому зачастую с готовностью вкладываются в собственное профессиональное развитие.

Как и в любом серьезном деле, путь к мастерству нередко оказывается непростым. Многие совершают ошибки и попадают в многочисленные ловушки. Однако, если знать, где они расставлены, их можно успешно обойти. Расскажем, какие ошибки обычно совершают начинающие репетиторы, и объясним, как их можно избежать.

1. Не отдыхать

Проблема. Погоня за новыми уроками, отсутствие отпусков, выходных, перерывов между занятиями — все это снижает преподавательский тонус, вызывает усталость и ведет к выгоранию. Измученный преподаватель — плохой преподаватель. Он не видит ничего привлекательного в своей работе, ученики его раздражают, уроки теряют искру и становятся похожи на школьные.

От такого графика страдает и организм. Работа репетитора в основном сидячая, а отсутствие физической активности плохо сказывается на здоровье. Многие врачи призывают об этом помнить. «В первую очередь, — объясняет врач-невролог лаборатории «Инвитро» Юлия Березкина, — может пострадать опорно-двигательный аппарат». По ее словам, возможны нарушения осанки, патологии суставов, слабость мышц. «Также длительная сидячая работа может отрицательно воздействовать на обменные процессы и работу сердечно-сосудистой системы», — добавляет невролог. Низкая двигательная активность в сочетании с неправильным питанием (частые перекусы, еда всухомятку, фастфуд) ведет к развитию ожирения, сахарного диабета II типа и другим метаболическим нарушениям.

Решение. Нужно отдыхать: включать отдых в свое расписание и учиться воспринимать его как одно из важных дел. В перерывах между уроками стоит делать разминку или выходить на улицу, чтобы немного прогуляться. Важно организовать себе один или два выходных в неделю и помнить: выходной — это не день без уроков, заполненный домашними заботами, а день, посвященный отдыху и восстановлению. Лучше заняться чем-нибудь расслабляющим: одним подойдут прогулки, другим чтение, просмотр фильмов, третьим — рукоделие, четвертым — встречи с друзьями.

Кроме того, у репетитора непременно должен быть отпуск. Лучше приурочить его к школьным каникулам, но, если силы на исходе, а до каникул еще далеко, стоит сделать перерыв хотя бы на два-три дня: это намного облегчит жизнь и, следовательно, улучшит работу.

2. Устанавливать неадекватную цену занятий

Проблема. Стоимость урока у начинающих преподавателей зачастую оказывается либо неоправданно низкой, либо слишком высокой. Как правило, однако, перекос происходит в сторону низкой цены. Для преподавателей это означает, что им приходится больше работать, а значит, они быстрее устают и выгорают. Кроме того, слишком низкая цена снижает доверие к педагогу: редко кто бросается покупать подозрительно дешевые товары.

Решение. Стоит держаться рыночной цены. Узнать ее легко, изучив сайты-посредники для репетиторов: там можно сравнить цены и набор преподавательских услуг (очевидно, что подготовка к ЕГЭ будет стоить дороже, чем улучшение оценок в 5-м классе). Нужно учитывать и региональный разброс: стоимость занятий в столице и больших городах обычно выше, чем в других местах.

Информация о том, сколько в конкретном регионе берет за свои услуги начинающий специалист и маститый преподаватель с регалиями, поможет определить разумную стоимость урока. Даже самому молодому репетитору не стоит назначать цену ниже минимальной — лучше сделать от этого порогового значения несколько шагов вверх. Чтобы оправдать для себя это повышение, полезно вспомнить о своих сильных сторонах, навыках и ярких личностных особенностях, которые идут на пользу урокам.

3. Руководствоваться перфекционизмом

Проблема. Многие начинающие репетиторы полагают, что сначала нужно полностью разработать учебный курс и только потом предлагать его ученикам. Слабая сторона такого подхода в том, что заранее неизвестно, сколько времени и сил займет подготовка курса. Потратив на нее массу энергии, можно так никогда и не приступить к преподаванию или, что еще хуже, потерять интерес к разрабатываемой теме.

Решение. Нужно постоянно, не останавливаясь, двигаться вперед. Даже те, у кого есть только общий план курса, могут начать преподавать. Новые проекты не бывают сразу идеальными, их необходимо сначала протестировать, обкатать на практике, а потом уже дополнять и улучшать. Этот процесс бесконечен и неизбежен. Даже опытные преподаватели вносят изменения в давно готовые курсы: всегда найдется, что в них подправить, доработать и оптимизировать.

Движение вперед означает постоянное обучение. А учиться лучше вместе с собственными учениками. Всегда найдутся сложные задачи и каверзные вопросы, на которые у начинающего репетитора не будет ответа. В этом можно смело признаться ученику, взять паузу и ответить позже. Это не только не нанесет урона авторитету преподавателя, но и продемонстрирует готовность развиваться и совершенствоваться.

4. Не структурировать занятия

Проблема. Начинающим педагогам не всегда удается укладываться в сроки, отведенные на решение конкретной учебной задачи. Бывает, например, что до экзамена остается два месяца, а преподаватель не разобрал с учеником и половины экзаменационных заданий, поскольку застрял на сложных вопросах.

Решение. Необходимо четко структурировать учебный курс в целом и конкретные уроки в частности. Примерный план стоит составить уже в начале курса. Например, зная, что занятия стартуют в сентябре, будут проходить раз в неделю, а экзамен состоится в конце мая, можно подсчитать, сколько времени потребуется на проработку каждой темы, решить с каких заданий начать, а какие отложить, скажем, на весну.

У каждого урока должна быть внятная цель — с ней следует сверяться в начале и в конце занятия. Что планировали сделать, чему научить? Получилось? Если нет, то почему? Осталось ли время или что-то не успели? Ответы на эти вопросы нужно анализировать и учитывать в работе.

Если поставленную задачу невозможно решить за отведенное время, надо сообщить об этом клиенту. От занятий, цель которых недостижима (например, за месяц подготовить к ЕГЭ выпускника, который не отличает существительных от глаголов), стоит отказываться. Объем работы таков, что придется заниматься едва ли не каждый день, и все равно хорошего результата достичь вряд ли удастся.

5. Не готовиться к урокам

Проблема. Если урок не распланирован, приходится импровизировать, а экспромт не всегда бывает удачным. Во время занятий репетитору нужно удерживать внимание ученика, следить за его работой и состоянием в целом. Если приходится дорабатывать урок на ходу, преподаватель теряет массу энергии, что неизбежно сказывается на качестве преподавания. КПД падает, педагог чувствует себя выжатым как лимон.

Решение. К занятиям нужно готовиться. Более того, всегда хорошо иметь план Б: запасные варианты развития урока, дополнительные упражнения по теме и заготовки на случай смены вектора. Например, надо понимать, что делать, если ученик не выполнит домашнее задание или не выучит то, что должен был. Можно заняться повторением пройденного материала, дать творческую работу на другую тему или вместе сделать домашнюю работу и все-таки продвинуться дальше, как и планировали.

6. Перегружать учеников теорией

Проблема. Слишком длинные преподавательские монологи превращают урок в скучную лекцию. Ученики, особенно дети, быстро теряют интерес, перестают концентрироваться и начинают заниматься своими делами. К сожалению, эту ошибку допускают даже опытные педагоги.

Решение. Важно помнить, что человеческое внимание не безгранично. Например, дети способны сосредоточиваться на одной задаче в течение 10–20 минут, в зависимости от возраста. Конечно, у взрослых этот показатель выше, но даже им объяснять теоретический материал не следует дольше 10–15 минут. В план занятий нужно добавлять задания разного типа, чтобы переключать ученика на разные виды деятельности: это не даст ему скучать и разнообразит ход урока. Сложными заданиями лучше заниматься в первой части урока, а простые оставить на конец. Ученика следует вовлекать в диалог и активную работу: задавать ему больше вопросов, заставлять задумываться. Важно не только дать материал, но и получить отклик: необходимо убедиться, что ученик все понял. Это проверяется вопросами и заданиями на пройденную тему.

7. Не учитывать уровень мотивации учеников

Проблема. Преподавать немотивированным ученикам, в частности детям, — все равно что катить сизифов камень в гору. Им всегда скучно на уроке, задания они выполняют из-под палки, часто саботируют учебный процесс. Причины угасания мотивации могут быть разными. Но большая доля ответственности лежит на отечественной системе образования, которая отбивает интерес к познанию.

Решение. Важно, чтобы ученик понимал, зачем он занимается с репетитором и почему проходит тот или иной раздел программы. Преподаватель может многое сделать, чтобы заинтересовать человека своим предметом. Интерактивные, игровые задания и другие креативные практики разнообразят обычные занятия. Но превратить обучение в вечный праздник, невозможно. Наука есть наука: это классификации, скучные правила, формулы и т. д. Прекрасно, если преподаватель настолько увлечен своим предметом, что может заразить им ученика, но не стоит думать, что так и должно быть в норме.

Мотивация не всегда строится на интересе к предмету: выпускники, например, осознают, что даже нелюбимый предмет может быть важен для поступления в выбранный вуз, и готовы старательно работать ради высокого балла на экзамене.

Бывает, что в учебе заинтересованы только родители ученика, а не он сам, и преподавателю не удается увлечь его предметом или объяснить, зачем нужно заниматься. В таком случае от уроков лучше отказаться: усилия и время будут потрачены зря. Невозможно заставить человека учиться, если он этого не хочет.

8. Игнорировать индивидуальные особенности учеников

Проблема. Многие начинающие преподаватели, пытаясь нащупать свой стиль ведения уроков, ведут себя слишком мягко или, напротив, излишне строго и требовательно. В первом случае ученики, в частности дети, «танцуют у него на голове», во втором — зажимаются, молчат, чувствуют себя некомфортно.

Выбрав для себя одну стратегию поведения, репетиторы не принимают во внимание индивидуальные особенности учеников, их потребности и темперамент. Они подгоняют тех, кто медлителен по натуре, позволяют делать что угодно тем, кому нужен жесткий контроль. Это существенно снижает эффективность учебного процесса.

Решение. На уроке должно было комфортно всем: и преподавателю, и ученику. А значит, нужно искать баланс. Репетитор должен быть немного психологом, особенно если речь идет о работе с детьми. Все дети разные: кому-то комфортнее заниматься с мягким, доброжелательным преподавателем, а кому-то, наоборот, лучше учиться у строгого, дисциплинирующего наставника. Кому-то нужно больше времени, чтобы вникнуть в тему, а кто-то ловит на лету, но не может надолго сосредоточиться. Задача педагога — быть наблюдательным и пробовать разные стратегии в поисках подходящей для каждого конкретного ученика. Один из главных критериев удачного выбора стратегии — отсутствие чувства усталости: если ученик и преподаватель нашли общий язык, с урока оба уйдут окрыленными и довольными.

9. Играть по правилам учеников

Проблема. Что делать, если бабушка ученика неожиданно просит посвятить ближайший урок выполнению школьного домашнего задания? А если ученик во время урока сидит перед монитором и ест бутерброд? Позволять навязывать себе неудобные и проблемные модели сотрудничества, терпеть их, не быть главным в паре учитель — ученик — еще одна ошибка, которую допускают многие начинающие преподаватели.

Решение. Следует постепенно выработать подход к решению важных вопросов, связанных с проведением уроков, возвести его в принцип и всегда придерживаться.

Домашнюю работу ребенок должен делать сам, на ближайшее занятие уже есть другие планы. Бутерброд можно доесть, но остальную еду нужно отложить в сторону, потому что на уроке все внимание должно быть обращено на учебу. Эти вопросы решаются легко, в отличие от других, куда более важных. Какой вариант оплаты предпочесть: до занятия или после? Нужно ли всегда давать домашнее задание и рассчитывать на его выполнение? Приемлемо ли писать за ребенка сочинение в школу? Следует ли требовать компенсацию за внезапный пропуск урока, если ученик, скажем, внезапно уехал отдыхать, не предупредив преподавателя, что занятия не будет?

Один из способов разрешить такого рода проблемы — заранее составить договор. Конечно, это не официальный документ с печатью, но в нем можно подробно описать все правила взаимодействия учителя с учеником, показать их клиенту и руководствоваться ими в совместной работе. Как будут проходить уроки, как их оплачивать, каковы обязанности преподавателя и ученика, что делать, если что-то пошло не так, — все это можно и нужно описать в договоре.

Обычно большинство клиентов относятся к правилам, установленным преподавателем, с уважением, но есть и те, кто их систематически нарушает. От таких учеников можно смело отказываться: испорченное настроение и головная боль не стоят упущенного дохода. Еще один повод прекратить сотрудничество — неуважение или хамство со стороны учеников. Если детям иной раз можно простить невоспитанность, то взрослым — нет.

Безусловно, преподаватель тоже должен вести себя уважительно, не допускать оскорблений и насмешек. Лучшие инструменты репетитора — подбадривание, одобрение, похвала и искренний интерес к делам ученика.

10. Не давать обратной связи

Проблема. Далеко не все преподаватели поддерживают регулярный контакт с заказчиками — самими учениками или их родителями. Репетиторы зачастую не считают необходимым информировать клиентов о ходе учебного процесса, обращать их внимание на возникающие проблемы и хвалить за успехи.

Решение. Следует чаще давать обратную связь. В первую очередь важно не замалчивать проблемы, чтобы они не стали неприятным открытием в конце учебного года. Проблемы могут быть связаны не только с учебными темами. Если ученик плохо занимается, долго думает над простыми вопросами, часто отвлекается, это может оказаться следствием перегруженности и утомления. В таком случае стоит предложить учащемуся или его родителям изменить время занятий.

Обратная связь должна содержать информацию не только о проблемах. Нужно обращать внимание учащихся на то, какие рубежи они покорили. Учеников следует хвалить за достижения, даже самые незначительные, и напоминать о прежних удачах. Чем младше ребенок, тем важнее для него внимание и похвала, но и для подростков одобрение не менее весомо. О достижениях детей надо сообщать родителям. Чаще всего они люди занятые, и знать, что происходило на каждом уроке, как правило, не хотят. Но им приятно узнавать, что их ребенок смог сделать то, чего раньше не умел, или работал особенно хорошо.

***

Не стоит думать, что любого человека можно научить чему угодно, что все родители школьников объективно судят о способностях своих детей и что все дети обучаемы. Это не так. Если помнить об этом и стараться избегать ошибок, описанных выше, образовательный процесс будет приносить радость всем участникам: и репетиторам, и ученикам.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Образование