В 2025 году ЮНЕСКО посвятила Международный день образования искусственному интеллекту
![Фото: Freepik](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x456/new/2025/01/2149739749-1-6793533f57360.webp)
Международный день образования, установленный специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2018 году, — не праздник в привычном смысле слова, а один из памятных дней, учрежденный в знак признания роли образования в обеспечении мира и развития. Ежегодно он посвящается обсуждению какой-либо проблемы или задачи, актуальной для образовательных систем разных стран и континентов. 24 января 2025 года ЮНЕСКО посвятила вызовам, которые поставило перед образованием развитие искусственного интеллекта.
Организация почти десятилетие занимается вопросами использования ИИ-технологий в обучении. Результатами этой работы стали, в частности, утвержденные в ноябре 2021 года рекомендации по этике применения искусственного интеллекта и созданное в 2023 году руководство по использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях. Прошлый год ознаменовался публикацией двух работ, посвященных возможностям искусственного интеллекта и навыкам, которыми необходимо обладать, чтобы этично и эффективно пользоваться ИИ при преподавании и обучении. Первое исследование адресовано педагогам, второе — учащимся.
По данным ЮНЕСКО, среди ее стран-членов (194 государства-члена и 12 ассоциированных), есть как сторонники, так и противники применения искусственного интеллекта в образовании. Согласно опросу, проведенному в мае 2023 года в 450 учебных заведениях стран, участвующих в организации, лишь 10% школ и университетов придерживаются официальных регламентов по использованию ИИ. К 2022 году только семь стран разработали программы и документацию по искусственному интеллекту для учителей и только 15 включили цели по обучению ИИ в национальные учебные планы. В то же время все больше государств препятствуют использованию в образовательном процессе устройств, обеспечивающих доступ к ИИ-технологиям, — в первую очередь мобильных телефонов в школах: в настоящее время ограничения действуют почти в 40% стран-участниц (против 24% в июле 2023 года).
Посвящая Международный день образования 2025 года искусственному интеллекту, ЮНЕСКО стремится инициировать глобальную дискуссию на тему роли и места ИИ в образовании и призывает использовать потенциал ИИ-технологий, руководствуясь принципами справедливости и инклюзивности, к примеру, для устранения существующего неравенства в доступе к знаниям. Для этого, в частности, организация рекомендует государствам инвестировать в обучение преподавателей и студентов применению новых технологий, а не перераспределять средства, направленные на закрытие насущных потребностей учебных заведений.