Непрерывное обучение не просто прижилось в современном обществе, для многих оно стало новой нормой жизни — залогом востребованности на рынке труда, способом укрепить уверенность в себе и просто полезным хобби. Результаты опросов показывают, что постоянное образование практикует абсолютное большинство россиян. Возникает закономерный вопрос: приспособлен ли мозг взрослого человека к постоянному усвоению новых знаний, да еще в условиях, когда ежедневный поток информации и так велик, а факторов стресса и тревожности становится все больше?
Во-первых, не стоит переоценивать уровень стресса, который испытывают современные люди, и считать, что мы живем в особенно сложный для человечества период. И пять, и 20 лет назад люди жаловались на то же самое — теперь же 2000-е принято называть спокойными и благополучными. Да, возможно, еще несколько десятков лет назад нам не приходилось перерабатывать такое количество информации о мировых потрясениях, конфликтах и катастрофах — она была не столь доступна. Однако периоды, когда тревожность зашкаливала, случались всегда. К примеру, до появления всеобщей вакцинации и антибиотиков, когда каждый второй ребенок не доживал до пяти, а взрослый — до 40 лет, причин для стресса тоже хватало, просто они были другими. С точки зрения медиков для человека сейчас, напротив, наступил золотой век.
Во-вторых, кора больших полушарий человеческого мозга, обладает суперсвойством — пластичностью, благодаря которой мозг может успешно преодолевать вызовы, адаптируясь к текущей ситуации.
Физиологических причин, чтобы не обучиться в зрелом возрасте, не существует. Другое дело, что для успешного усвоения новой информации необходимо создать подходящие условия.
Мотивация
Чтобы заставить себя выучить материал или освоить навык, нужно четко понимать, зачем это нужно. Найти мотивацию и придать чему-либо значимость можно по-разному: убедить себя в том, что новая сфера знаний сделает жизнь ярче, дополнительная квалификация даст шанс больше заработать, иностранный язык позволит свободнее путешествовать или не быть белой вороной в среде бизнес-партнеров, свободно говорящих на нескольких языках. Главное — поверить, что это на самом деле необходимо.
Мотивации требуется достойное эмоциональное подкрепление — положительное или отрицательное. Обеспечить его помогут два базовых приема — всем известные методы кнута и пряника. Мы охотнее выполняем действия, которые позволяют получить удовольствие (пряник) или избежать неприятностей (кнута). Мозг так устроен, что положительное мотивационное подкрепление сильное и весомое — позитивные эмоции провоцируют выброс дофамина, эндорфинов, ацетилхолина, норадреналина и других гормонов и нейромедиаторов, которые помогают нам чувствовать себя счастливыми.
Обеспечить себе положительные эмоции от обучения не так сложно. Для этого, в частности, требуется эффект новизны.
Ребенок учится быстро и легко, потому что им движет любопытство. Он еще ничего не умеет, и каждый освоенный навык расширяет границы его свободы. К тому же демонстрация изученного, как правило, встречает поддержку и одобрение взрослых — и радость от познания усиливается.
Во взрослом возрасте заинтересовать себя чем-либо гораздо труднее — мешают накопленные знания и опыт. Впервые оказавшись, скажем, в Париже, человек переживает бурю эмоций, хочет увидеть абсолютно все. Стоит приехать в 20-й раз — и восторга как не бывало. Если по рабочей необходимости требуется постоянно путешествовать, в какой-то момент возникает желание провести отпуск дома. Отсюда вывод — любопытство нужно экономить.
Не стоит нырять в новое дело или увлечение с головой — интерес можно и нужно дозировать. Любопытство — исчерпаемый ресурс, со временем удовольствие от нового занятия неизбежно притупляется. По этой же причине не нужно сызмальства загружать детей информацией, постоянно организуя для них увлекательный досуг. В противном случае наступит пресыщение и к совершеннолетию ребенку будет казаться, что он уже везде был и все видел.
Способы искусственно генерировать новизну, подстегивая мотивацию, всегда найдутся. На работе можно брать на себя принципиально новые задачи, менять специальность на смежную или даже далекую. Обучаясь незнакомому делу, языку, можно использовать разные источники информации, методики и системы, находить необычные сферы применения новых знаний, подогревая тем самым собственное любопытство.
Повторение
Для усвоения информации требуется повторение пройденного. Эта необходимость обусловлена механизмом формирования новых навыков. При решении каждой задачи мозг задействует конкретные нейроны, точнее, сети нейронов. Когда мы только учимся что-то делать, происходит активация большого числа нервных клеток. По мере закрепления нового навыка мозгу требуется все меньше ресурсов. В конце концов, когда задача становится понятной и привычной, при ее выполнении мы задействуем всего несколько процентов нейронов мозга. Это можно сравнить с тем, как бурный и хаотичный горный поток потихоньку прокладывает в скалах русло и начинает спокойно, без усилий по нему течь.
С этим феноменом связано ошибочное представление о том, что мы не используем возможности своего мозга на все 100%. Эксперименты, в ходе которых ученые изучали мозг людей во время привычной для них работы, давали предсказуемый результат. Малая часть нейронов функционировала, а остальные отдыхали, так как получали сигнал: «Тихо! Не мешать специалистам». Более свежие исследования расширили знания ученых. Один из экспериментов, например, показал, что при решении математической задачи на родном и недавно выученном иностранном языке активация нейронной сети различается: чем хуже освоен язык, тем больше нервных клеток приходится задействовать. Постоянно выполняя новую задачу, мозг тренируется и со временем тратит на нее все меньше ресурсов.
Регулярные повторения нужны еще и для того, чтобы обойти жесткий «антиспам-фильтр» мозга и убедить нейронные сети что-либо запомнить. Услышанное и прочитанное в течение дня сохраняется в кратковременной памяти, а в долговременную переносится во время сна — но не целиком, а частями, которые мозг сочтет важными. Для качественного переноса ценных сведений требуется не одна ночь, а несколько или даже несколько десятков. Чтобы усвоить знания всерьез и надолго, в идеале нужно каждый день повторять материал на протяжении полутора-двух месяцев, причем не просто повторять, а применять на практике. Тогда мозг окончательно убедится, что эта информация необходима и перестанет противиться запоминанию.
Слово «повторение» не следует понимать буквально — зубрежка по методу попугая хороша не для всех. При изучении, к примеру, иностранного языка можно пользоваться разными способами: мнемоническими, игровыми, ролевыми. Есть техники, авторы которых предлагают запоминать не слова, а целые фразы, кто-то советует отказаться от письма и сразу начинать говорить. Все люди разные, каждому подходит что-то свое. Выбрать идеальный вариант закрепления материала можно только путем проб и ошибок.
Сфокусированность
Третье условие эффективного обучения — максимальная концентрация на процессе. С одной стороны, переключаться между разными видами деятельности полезно — это способствует сохранению интереса, оберегает от утомления и даже выгорания. С другой стороны, многозадачность хороша лишь во время выполнения знакомых дел: навыки отработаны, «русла» для передачи сигналов нейронами сформированы. Освоению нового многозадачность, увы, только мешает.
Во время занятий нужно максимально сосредоточиться, убрав все лишнее. Лучше выделить на учебу время, когда никто не отвлекает и можно никуда не спешить. Необходимо убрать лишний шум в прямом и переносном смысле слова — заниматься в спокойной обстановке, отключить, если возможно, телефон и попросить близких не беспокоить по незначительным вопросам. Конечно, результат будет лучше, если этот, скажем, час тишины, выделенный только на уроки, станет регулярным и займет законное место в расписании дня.
Хорошее самочувствие
Чтобы мозг качественно усваивал новую информацию, он должен находиться в оптимальном функциональном состоянии. Для этого учащийся должен быть в меру сытым и выспавшимся, воодушевленным, но не перевозбужденным, вовлеченным в работу, но не утомленным. Уставший человек в определенный момент буквально отключается: наступает так называемое запредельное торможение — из-за перегрузок нервные клетки на время утрачивают работоспособность и подвижность. Запредельное торможение выполняет охранительную функцию: мозг посылает сигнал о том, что пора отдохнуть от раздражителей. Многие, однако, игнорируют его — и из последних сил занимаются учебой в конце дня. Такие занятия едва ли дадут результат.
Известный физиолог, академик Иван Петрович Павлов писал, что процесс запоминания во многом идет непроизвольным, фатальным образом: то, что человек старается выучить, никак не закрепляется в памяти, а то, что хотел бы забыть, — к примеру, психотравмы, — напротив, остается в ней на всю жизнь. Объясняется это просто: травмирующие и другие яркие события обычно запоминаются потому, что связаны с сильным эмоциональным подкреплением, одним из условий эффективного обучения. «Взломать систему», даже такую сложную, как мозг, и заставить ее усвоить то, что требуется человеку, помогают также повторение и использование освоенного материала, сфокусированность на предмете изучения и, конечно, здоровое состояние организма.