Длительный карантин может влиять на развитие коры головного мозга детей и подростков
Группа американских исследователей из Вашингтонского университета в Сиэтле решила выяснить, повлиял ли стресс от локдауна на развитие головного мозга детей и подростков. Ученые предположили, что увеличение симптомов депрессии и тревожности, отмеченное психологами во время и после карантина, может быть связано с изменениями в структуре мозга, которые произошли из-за сокращения социальных контактов.
В 2018 году ученые провели МРТ-сканирование мозга 160 детей и подростков 9–17 лет, чтобы оценить типичное состояние коры больших полушарий представителей этой возрастной категории. Специалисты планировали повторно исследовать этих же испытуемых спустя два года, однако из-за пандемии коронавируса смогли сделать это лишь в 2021–2022 годах.
Сравнивая результаты двух этапов эксперимента, ученые обнаружили, что толщина кортикального слоя головного мозга подростков в годы пандемии уменьшалась быстрее, чем обычно. По их мнению, это означает, что в период локдауна развитие мозга ускорилось. При этом у мальчиков темпы его созревания опережали возрастные нормы на 1,4 года, а у девочек — на 4,2 года.
Специалисты заявляют, что столь быстрое созревание мозга повышает риск возникновения нервно-психических и поведенческих расстройств. В исследовании не изучалось влияние толщины коры на психическое здоровье, однако ученые предположили, что девочки могли пострадать от коронавирусных ограничений сильнее, поскольку они более социально активны и общение имеет ключевое значение для их развития.
Научное сообщество подвергло выводы американских ученых сомнению. По словам экспертов в области изучения мозга, предыдущие исследования действительно выявляли влияние личного опыта на развитие мозговых структур, но связь толщины коры с психическим состоянием человека до сих пор не доказана.
Лиз Элиот, профессор нейробиологии Университета медицины и науки имени Розалинд Франклин (США), сомневается, что девочки более уязвимы во время карантина: «Известно, что у девочек изменение толщины коры начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. Поэтому дело в биологических факторах, а не в большей восприимчивости девочек к стрессу от социальной изоляции».
Софи Фальк из Института когнитивистики и нейробиологии Общества Макса Планка (Германия) также считает, что авторы неверно интерпретируют полученные результаты. «Участники эксперимента сильно различаются по возрасту и имеют индивидуальные темпы созревания мозга. Данные не позволяют сделать какие-либо выводы о том, действительно ли изменения толщины коры отличаются от ожидаемых значений», — объясняет она.
Несмотря на разногласия, многие ученые признают, что это исследование помогает лучше понять, как пандемия повлияла на мозг детей и подростков, и подчеркивают необходимость дальнейших изысканий в этой области.