Учителя видят в ИИ больше угроз, чем россияне в целом
Чтобы выяснить отношение общества к использованию искусственного интеллекта в учебном процессе, компания «СберОбразование» опросила 1226 жителей российских городов с населением от 100 000 человек. В выборку вошли граждане 18–60 лет. Выяснилось, что чем моложе респонденты, тем в среднем более оптимистично они смотрят на использование ИИ. С утверждением, что эта технология повлияет на образование скорее позитивно, согласились 66% участников исследования: 59% родившихся до 1980 года, 67% родившихся в 1981–1994 годах и 79% более молодых.
Наибольший потенциал искусственного интеллекта значительная часть респондентов (58%) видит в выполнении повторяющихся стандартных действий. 40% надеются, что ИИ прежде всего поможет создать новые педагогические приемы и улучшить усвоение знаний за счет внедрения виртуальных ассистентов и учителей. На повышение точности оценок за счет использования ИИ рассчитывают 33% респондентов, на индивидуализацию образовательных материалов — 31%.
89% опрошенных полагают, что искусственный интеллект ускоряет образовательные инновации. 87% убеждены, что он помогает автоматизировать учебный процесс, высвобождая ресурсы педагогов. 86% считают, что ИИ справедливее человека оценивает работы учащихся. 85% согласны, что при поддержке технологий передачу знаний удастся адаптировать к потребностям каждого человека. 72% склонны думать, что ИИ способен воодушевлять и мотивировать ученика.
Чтобы узнать об отношении к искусственному интеллекту сотрудников самой образовательной сферы, «СберОбразование» отдельно опросило школьных учителей. В исследовании приняли участие педагоги, преподающие разные дисциплины. 35% из них уже применяют ИИ-технологии в профессиональных целях.
Уровень технооптимизма у учителей оказался в среднем ниже, чем у жителей России в целом. Лишь 36% опрошенных относятся к ИИ позитивно, 57% — с опаской, а 7% и вовсе убеждены, что с технологиями в образовании связано слишком много угроз.
Учителя считают самым мощным драйвером внедрения искусственного интеллекта в свою работу возможность автоматизировать рутинные задачи и экономить время. Так ответили 73% респондентов. В этом мнения педагогов и общества совпадают.
Есть и другие факторы, способные побудить российского учителя активнее пользоваться ИИ. Это бесплатный доступ к сервисам (65%), возможность адаптировать контент к конкретным нуждам педагога (54%) и успешный опыт коллег (15%). Важными стимулами внедрения технологий в образовательный процесс многие назвали внешнее воздействие. Учителя готовы применять искусственный интеллект, если об этом попросит администрация учебного заведения или чиновники более высокого уровня (42%), если это станет обязательным (38%) или если на внедрении ИИ в образовательный процесс будут настаивать ученики (15%).
Отвечая на вопрос, для каких целей они могли бы применять искусственный интеллект, 30% учителей указали на индивидуализацию подачи материала с учетом особенностей и склонностей учащихся. 25% стали бы создавать уникальные упражнения и иные практические задания. Анализировать динамику успехов школьников при помощи ИИ готовы 23%, генерировать отчеты об этих успехах — 18%. Наконец, 15% хотели бы поручить технологиям проверку ученических работ — в том числе чтобы узнать, не использовался ли для выполнения заданий искусственный интеллект.