Технологии в образовании: как ИИ и онлайн-платформы помогают педагогам и ученикам
Аналитики платформ «Дзен» и «Учи.ру» выяснили, как школьники и педагоги используют в образовательном процессе современные технологии: цифровые платформы, голосовые помощники и инструменты на основе искусственного интеллекта. Эксперты опросили почти 19 000 человек, в том числе 1200 учителей, 17 000 школьников всех возрастов и 541 родителя из всех регионов России.
Современные технологии в арсенале учителя
Подавляющее большинство педагогов (88%) сообщили, что чаще всего при подготовке к урокам обращаются к контенту цифровых образовательных платформ. Этот источник дополнительной информации оказался самым востребованным в преподавательской среде. Об использовании искусственного интеллекта в своей работе заявили 52% учителей. Как правило, с помощью подобных инструментов они создают презентации (64%), составляют игры, тесты и викторины (55%), генерируют варианты заданий (45%), формируют планы уроков и расписание (26%). При проверке учебных работ на нейросети полагается всего 16% педагогов.
Большинство учителей (64%) прибегают к помощи ИИ еженедельно или чаще, 25% — примерно раз в месяц, 8% — раз в несколько месяцев.
Среди тех, кто не применяет искусственный интеллект в работе, почти половина (49%) не понимает, как интегрировать его в учебный процесс. Около трети (32%) считает, что использование ИИ противоречит творческому подходу к образованию, а 8% — что информация, полученная с помощью искусственного интеллекта, недостоверна.
Влияние современных технологий на образовательный процесс педагоги оценили в основном положительно. Подавляющее большинство (78%) заявило, что они помогают экономить время при подготовке к урокам, 52% — что цифровые инструменты позволяют адаптировать материал под индивидуальное восприятие, 34% — что они снижают когнитивную нагрузку. Негативное влияние цифровых технологий отметили лишь 12% учителей: они убеждены, что ученики используют эти инструменты для списывания.
Современные технологии в арсенале школьника
Как показало исследование, школьники прибегают к современным технологиям реже, чем учителя: лишь каждый третий применяет их в процессе учебы. Наиболее активными пользователями оказались ученики 5–7-х классов (60%), наименее активными — старшеклассники (3%).
Больше половины (59%) тех, кто прибегает к поддержке искусственного интеллекта, считают, что этот инструмент помогает им разбираться в сложных темах. Одинаковое количество школьников (по 46%) используют нейросети при выполнении домашних заданий и поиске дополнительных материалов к урокам. Четверть (25%) с помощью ИИ изучает новые темы и находит к ним примеры.
Мнение родителей
Большинство родителей (63%) уверены, что их дети обходятся без помощи ИИ-технологий в учебе. Еще 8% не знают, используют ли дети подобные инструменты. Остальные 29% не сомневаются, что во время учебы их дети обращаются к искусственному интеллекту.
В целом родители положительно оценивают влияние искусственного интеллекта на образовательный процесс. 70% убеждены, что с помощью ИИ дети быстрее находят и обрабатывают информацию. Около 40% считают, что ИИ-инструменты помогают лучше разобраться в сложных темах, 20% утверждают, что искусственный интеллект адаптирует материал под индивидуальное восприятие ребенка. А 14% замечают, что благодаря таким технологиям школьники меньше устают во время учебы.
Родители, осведомленные о том, что их дети пользуются технологиями искусственного интеллекта, полагают, что он эффективнее всего справляется с объяснением сложных тем (50%), помогает выполнять домашние задания (45%), собирать материал для творческих работ (35%), анализировать тексты (20%) и создавать презентации (15%).