Программы MBA в новой экономической реальности: в чем их ценность?
С какими вызовами сегодня сталкивается бизнес и как в соответствии с ними трансформируются программы MBA? Как бизнес-образование помогает выстраивать корпоративные и личные стратегии развития в условиях рыночной неопределенности?
Основной вызов для предпринимателей и корпораций сегодня — необходимость стремительных изменений. Она продиктована не только известными геополитическими событиями и санкционным контекстом. С появлением новых технологий динамичность проявилась по всем направлениям: растет конкуренция, растет потребность в руководителях, которые умеют адаптироваться к неопределенности, способны внедрять инновации, готовы трансформировать бизнес, повышая качество управления данными и подчиняясь всеобъемлющей цифровизации.
Новые направления подготовки
Особым спросом на рынке образования пользуются программы MBA, адаптированные к новым вызовам и одновременно соответствующие высоким стандартам в фундаментальной части обучения: развитии управленческих и лидерских компетенций.
Традиционно программы MBA направлены на развитие предпринимательского мышления. И сейчас, когда все больше компаний развивают внутрифирменное предпринимательство, этот навык как никогда актуален. Однако этого недостаточно: скорость изменений, затрагивающих буквально все сферы экономики, формирует запрос на изменения в программах MBA, заставляет их подстраиваться под те условия, в которых существуют сегодня корпорации и предприниматели. Им нужны новые стратегии:
- инвестирования в высокие технологии и инновационные разработки;
- их внедрения в бизнес;
- принятия решений на основе сбора и анализа данных.
Выстраивать эти новые стратегии важно как для крупных корпораций, так и для стартапов. Цель актуальной MBA-программы — дать слушателям новое понимание экономической реальности и плана действий, который будет способствовать росту маржинальности бизнеса и улучшению финансовых показателей в целом даже в условиях глобальной неопределенности. Также на первый план в эпоху тотальной цифровизации выходят навыки сбора и анализа данных, умение их структурировать и принимать на их основе управленческие решения
О содержании и актуальности MBA-программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ можно узнать на днях открытых дверей, на презентации программы, где выступают не только преподаватели, но и выпускники, а также слушатели курса, обладающие экспертизой в самых прогрессивных бизнес-направлениях.
Взрывной спрос на качественное бизнес-образование
Несмотря на пандемию и последовавшие за ней известные геополитические события, востребованность качественных MBA-программ не только не упала, но даже выросла. В частности, спрос на MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в 2024 году по сравнению с 2023-м увеличился более чем на 50% и есть основания полагать, что тенденция сохранится. Во-первых, необходимость обучать руководителей и предпринимателей никуда не делась, во-вторых сегодня огромное число управленцев достигло той точки развития, когда необходимо делать следующий шаг в карьере: выводить бизнес на новый уровень, масштабировать то, что построено за последние 7–15 лет. И здесь обнаруживается потребность обновить багаж своих знаний и навыков, удовлетворить которую помогает комплексное бизнес-образование.
Критерии качества бизнес-программ
Традиционно знаком качества программ MBA считаются высокие позиции образовательных организаций в глобальных рейтингах бизнес-образования. Сейчас, когда сертификация по понятным причинам приостановлена, с определенным пониманием специфики можно опираться и на менее формализованные внутренние рейтинги, например на Народный рейтинг российских бизнес-школ портала «МВА в Москве и России», который формируется на основе опросов выпускников программ МВА и Executive MBA. В нем Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ заняла в этом году первое место.
Второй критерий — погруженность профессорско-преподавательского состава и руководства школы в глобальную систему бизнес-образования. Сейчас особенно важно, чтобы организаторы российской бизнес-программы были вовлечены в международные дискуссии о том, как должны меняться стандарты MBA-образования в соответствии с запросами рынка. Участие в этих дискуссиях, осведомленность о мировых трендах бизнес-образования позволяет адаптировать к российским реалиям лучшие зарубежные практики и модели (не только западные), а также развивать экосистему партнерств, насыщая образовательные модули новым контентом, который необходим слушателям для принятия эффективных решений в новых условиях. Пользу такой адаптации иностранного опыта не раз отмечали слушатели бизнес программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Одним из важных критериев оценки качества бизнес-обучения может стать даже его стоимость. Цена программ MBA, которые пользуются хорошей репутацией на рынке и создают добавочную стоимость своим слушателям, тоже неизбежно растет. Одновременное увеличение стоимости и рост числа студентов MBA-программ наблюдается у единичных поставщиков образовательных услуг — их и можно считать лидерами рынка.
Собирательный портрет слушателя MBA
MBA-программа стабильно популярна у менеджеров и владельцев бизнеса, у которых есть потребность в знаниях, помогающих принимать грамотные управленческие решения.
Вторая отличительная черта студентов MBA — потребность в коммуникации с другими управленцами и учредителями компаний, стремление обмениваться опытом и заводить деловые знакомства.
Третье, что объединяет слушателей, — карьерные амбиции. Многие идут получать диплом MBA, потому что стремятся расширить бизнес или готовятся сделать новый шаг в карьере — как правило, им это удается. Согласно опросам выпускников, после получения диплома значительная доля участников программы получает повышение и увеличивает свой доход.
Что еще дает программа MBA?
Судя по отзывам успешных выпускников MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — из числа тех, кто не просто пришел получить диплом престижного учебного заведения, а имел внутреннюю потребность развить навыки руководителя — программа дает конкретные управленческие инструменты, которые можно применить здесь и сейчас. Кто-то взял на вооружение более точный инвестиционный анализ, принципы которого подробно разбирались в курсе, и смог принять более обоснованное решение о вложениях. Кто-то изменил стратегии своего бизнеса, кто-то запустил новые продукты, используя знания, полученные в рамках образовательных модулей по стратегии продвижения и маркетингу, и т. д.
Универсальность знаний и навыков, полученных на программе MBA
Порой высказываются мнения, что стандарты MBA и EMBA не применимы к ведению бизнеса с партнерами из большинства дружественных стран. Однако эта точка зрения ошибочна: стандарты MBA и EMBA универсальны. Управленцы всего мира говорят на одном языке и используют одни и те же подходы к принятию решений, когда ставят себе целью договориться. Конечно, в ходе кросс-культурной коммуникации нельзя не принимать во внимание некоторые национальные особенности: потребительские привычки, модели B2C-маркетинга, учитывающие менталитет, отдельные нюансы ведения переговоров или, например, найма местной управленческой команды, обусловленные традициями и культурным кодом. Но фундаментально стандарты ведения бизнеса везде одинаковы. Неважно, к какой школе относится бизнес-программа — западной, китайской или российской — лидирующие бизнес-школы всего мира объединяет обоснованный набор ключевых дисциплин и определенные стандарты качества обучения.
Главная ценность качественного MBA-образования в топовых бизнес-школах в том и состоит, что оно является частью единой бизнес-среды и помогает глобальному сообществу управленцев и предпринимателей общаться на одном языке.
Узнать больше о программе MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и получить консультацию можно на сайте.