В Великобритании беженцам сложно устроиться в школу
В Великобританию ежегодно приезжают тысячи беженцев. Как правило, это родители с детьми, но в некоторых случаях — подростки без родных. Законодательство обязывает власти предоставить всем беженцам школьного возраста возможность посещать учебные заведения. На практике, однако, многие дети, особенно оказавшиеся без поддержки семьи, далеко не сразу получают доступ к образованию. В 2023 году более 7000 человек, в основном в возрасте 14–17 лет, заявили, что несколько месяцев не могут устроиться в школу. Всего же с аналогичной проблемой столкнулось намного больше подростков. До недавних пор государство фактически не замечало их.
Чтобы разобраться в причинах создавшейся ситуации, два британских благотворительных фонда опросили более 400 человек. В число респондентов вошли специалисты по поддержке беженцев, работающие в благотворительном, образовательном или государственном секторе, преимущественно на юге Англии, а также люди, претендующие на получение убежища в Великобритании или уже получившие его.
Опрошенные утверждали, что труднее всего поступить в школу беженцам 15–17 лет. Учебные заведения не всегда располагают свободными местами и не горят желанием принимать учеников, которые приходят в разгар учебного года и могут в любой момент отчислиться: власти вправе поменять местожительство беженца.
Еще один аспект проблемы связан с тем, что многие приезжие не знают английского языка. У большинства школ нет ресурсов для обучения иностранных учеников английскому. Некоторым детям удается пройти государственные программы социализации, предполагающие обучение языку, математическим навыкам и правилам жизни в британском обществе. Но поскольку таких программ в стране слишком мало, они не охватывают всех желающих.
Зачастую единственным доступным вариантом для подростков остаются курсы английского языка как иностранного и профессионально-технические учебные заведения. Однако из-за бюрократии и недостатка информации об образовательных возможностях для приезжих поступить туда могут далеко не все. В результате многим беженцам не удается найти место учебы в течение года и более. Это еще сильнее усугубляет стресс, который они испытывают в новой для себя стране.
Опрошенные социальные работники сообщили также, что юные беженцы, тем более одинокие, — легкая добыча для преступников. Приезжие становятся жертвами торговли людьми, попадают в кабальную зависимость, психологически деградируют и оказываются в полной изоляции и отчаянном положении.
По итогам проведенного анализа благотворительные фонды составили рекомендации Министерству внутренних дел Великобритании, ответственному за интеграцию новых жителей страны. Авторы опроса считают, что в законопроекте о защите благополучия детей, который разрабатывается правительством лейбористов, необходимо учесть интересы беженцев. Школы стоит поощрять деньгами, чтобы они охотнее принимали таких детей, особенно в середине учебного года. А доступ беженцев к образованию следует целенаправленно отслеживать.
Также фонды рекомендуют правительству учитывать образовательные потребности беженцев при выборе для них места жительства. Людей, которых необходимо переселить, нужно предупреждать заранее, чтобы они успели решить вопросы со школой. Авторы исследования подчеркивают, что постоянная неопределенность и неоднократная смена учебных заведений неизбежно снижает уровень знаний у детей.
Представитель Министерства просвещения Великобритании прокомментировал ситуацию так: «Местные власти обязаны отслеживать прогулы и поддерживать учеников, не посещающих школу. Закон о защите благополучия детей пойдет дальше и потребует, чтобы городские советы создавали и вели реестры выпавших из системы школьного образования. Это позволит уменьшить число детей, оказавшихся в серой зоне».