В Великобритании могут отменить наказания за плохое поведение в школе
Общественная дискуссия о правомерности наказания школьников за плохое поведение продолжается в Великобритании уже второе десятилетие. Поводом к очередному витку обсуждения стала публикация шокирующих данных о количестве учеников, которых отстраняли от занятий в 2022/23 учебном году. В британских школах в этот период обучалось 10,7 млн человек, а дисциплинарным взысканиям подверглись 787 000, то есть каждый четырнадцатый.
В Соединенном Королевстве для школьников, мешающих учебному процессу, предусмотрены различные наказания. Например, дети могут быть изолированы или исключены из школы — временно или навсегда. Исключить могут учеников, совершивших серьезные проступки. Даже если исключение временное, доступа к занятиям не предполагается. Дисциплинарным наказаниям такого рода чаще всего подвергаются дети с особыми потребностями, неврологическими заболеваниями и выходцы из неблагополучных семей.
Популярность изоляции как дисциплинарной меры в британских школах связана с деятельностью педагога Тома Беннетта, работы которого стали популярны в стране в 2010-е годы. Беннет пропагандировал изоляцию, утверждая, что главное — применять ее справедливо и последовательно. Он считал, что уединение помогает детям вырабатывать полезные привычки и избавляться от дурных. Любимая фраза Беннетта: «Забор над обрывом намного полезнее скорой помощи под обрывом».
В некоторых британских школах наказание приобретает гипертрофированную форму: в СМИ проникают истории о том, что изолированным ученикам запрещается не только дремать и издавать звуки, но и смотреть по сторонам и вздыхать. Порой школьники проводят в таких условиях до восьми часов в день, с ограниченным доступом к туалету и еде.
Иногда детей изолируют в классе, иногда в индивидуальных кабинках, зачастую переделанных из туалетных. В одном из учебных заведений провинившимся на голову надевали коробку из картона. Школа не имеет права удерживать ребенка, если он уходит из помещения для изоляции, однако через некоторое время может возобновить наказание. Подобная практика применяется к детям с пяти лет. Формально для изоляции не требуется ни уведомления родителей, ни документирования, но обычно учителя предпочитают фиксировать подобные меры.
Практика изоляции нередко вызывает недовольство родителей. «К поведению моего сына не было претензий, пока в школе не ввели дисциплинарные наказания», — рассказывает одна из матерей. Получив замечания, мальчик провел в кабинке в общей сложности 22 часа за неделю. Мать говорит, что после этого он был подавлен, не мог говорить связными предложениями и выглядел больным.
Известен случай, когда школьницу с аутизмом заставили просидеть взаперти в общей сложности больше месяца — вскоре после этого девочка попыталась покончить с собой. У мальчика с СДВГ, который в течение учебного года провел в изоляции 35 часов, развилось тревожное и депрессивное расстройство.
Британские СМИ сообщают, что партия лейбористов, пришедшая к власти летом 2024 года, планирует изменить принципы инспектирования школ и уделить больше внимания учреждениям, в которых учатся дети с особыми потребностями. По словам Стивена Моргана, парламентского заместителя государственного секретаря в Министерстве образования, каждый ученик заслуживает того, чтобы учиться в безопасном и спокойном классе. Морган подчеркивает, что лейбористы взяли на себя обязательство обеспечить ученикам в общеобразовательных школах доступ к специалистам по психическому здоровью. В СМИ также появились заявления о том, что Том Беннетт, который долгие годы сотрудничал с министерством, будет отстранен от этой работы, а финансирование его проектов по изоляции будет прекращено. Сам Беннетт, однако, выступил с опровержением этой информации.