Политические взгляды подростков зависят от отношений с учителями
Специалисты Боннского университета и Педагогического университета Форарльберга исследовали, какие факторы влияют на формирование политических взглядов подростков. Ученые провели опрос среди 3123 немецких, австрийских и швейцарских школьников в возрасте от 12 до 18 лет. Чуть более 50% опрошенных составляли девочки, 32% респондентов происходили из семей иммигрантов.
Первоначально авторы исследования выдвинули гипотезу, что политические предпочтения вырабатываются у детей в ходе общения со сверстниками. Однако результаты показали, что решающим фактором формирования взглядов подростка становится характер его взаимодействия с учителями. В частности, несправедливость и предвзятое отношение педагогов с высокой вероятностью приводят к бинарному мышлению у старшеклассников и, как следствие, радикальным политическим убеждениям. «Радикальные настроения появляются, когда люди чувствуют несправедливое отношение к себе со стороны социальных институтов, находятся в зависимости от тех, кто облечен властью, и не получают от них помощи в решении проблем», — заявляет Джулия Вайсс, эксперт немецкого Института социальных наук Ассоциации Лейбница.
Также исследование показало, что к либеральным настроениям более склонны девочки и ученики, ориентированные на поступление в университет. Радикальные же взгляды чаще демонстрируют дети мигрантов и те, кто в детстве испытывал недостаток общения.
«Подростки проводят много времени в школе, и учителя оказываются самыми авторитетными фигурами в их жизни. Кроме того, школа — первый государственный институт, с которым знакомится ребенок, поэтому опыт общения с педагогами как представителями власти оказывает сильное влияние на формирование его взглядов», — объясняет один из авторов исследования, политолог Себастиан Юнгкунц. По словам ученого, проследить четкую зависимость политических предпочтений ребенка от мнения родителей и друзей не удается, поскольку семейные и дружеские отношения значительно богаче, чем взаимодействие с педагогами, и охватывают самые разные стороны жизни.
Юнгкунц предупреждает, что тенденция к распространению среди старшеклассников радикальных идей будет усиливаться, поскольку партии, их пропагандирующие, делают ставку на привлечение подростков и ведут активную работу в социальных сетях. Чтобы избежать негативного влияния, политолог призывает учителей вовлекать учащихся в школьные проекты, при подготовке которых на первый план выходит мнение ученика. Возможность участвовать в принятии важных решений способствует позитивному самовосприятию и стимулирует развитие либеральных взглядов, заключает эксперт.