Ученые оценили первые результаты запрета на использование смартфонов в школах ЕС
С начала учебного года в Бельгии в 373 франкоязычных государственных школах, включая брюссельские, запретили использовать смартфоны. Правило распространяется на всех учащихся младше 12 лет — теперь им нельзя приносить мобильные телефоны на занятия. Исключение сделано только для тех уроков, на которых гаджеты требуются для знакомства с нейросетями, работы с медиа и некоторых других целей. Также у детей есть возможность в случае необходимости связаться по мобильному с родителями. Предполагается, что эта мера позволит защитить психологическое благополучие детей, поскольку, согласно исследованиям, телефоны нарушают концентрацию внимания у подростков и вызывают бессонницу.
Бельгия далеко не единственная европейская страна, в которой обеспокоены влиянием телефонов на психику молодых людей. В январе 2024 года правительство Нидерландов рекомендовало учебным заведениям по всей стране ввести запрет на использование мобильных телефонов, планшетов и умных часов во время занятий. Многие школы откликнулись на призыв властей. Спустя три месяца исследователи Университета Неймегена опросили в двух таких школах учителей, а также учеников и родителей, чтобы узнать об их отношении к реформе. Около 40% учащихся сообщили, что стали намного интереснее проводить время на переменах. Приблизительно 20% сказали, что теперь меньше отвлекаются от учебы и у них появилось больше друзей в реальной жизни. Некоторые отметили, что перестали бояться кибербуллинга. А учителя подтвердили, что дети в целом стали внимательнее на уроках.
В Нидерландах одним из первых учебных заведений, решившихся ввести ограничения на использование гаджетов, стал Колледж Кальвина в Амстердаме — там правило действует уже около четырех лет. «Мы видели, что учащиеся теряют социальные навыки, — говорит ректор колледжа Ян Баккер, рассказывая о причинах, которые привели к решению. — На переменах они просто сидели в своих смартфонах, никто не общался, теннисные столы пустовали». По прошествии четырех лет Баккер констатирует, что ситуация в студенческом коллективе кардинально изменилась: «По сути, мы вернули то, что потеряли. Учащиеся снова играют в спортивные и настольные игры и общаются».
Однако новые ограничения пришлись по душе не всем. 37% школьников признались, что скучают по своим телефонам. «Я вынужден общаться, когда у меня нет настроения», — поделился с исследователями один из респондентов. Недовольные есть и среди взрослых. Родителям не нравится, что они не могут связаться с детьми в течение дня, а отдельные учителя высказали мнение, что было бы лучше использовать новые технологии, а не избегать их.
Впрочем, сторонников запрета оказалось значительно больше, чем противников. В Венгрии с 1 сентября у учеников начальных и средних школ на время занятий забирают любые устройства с доступом в интернет. 200 средних школ Франции ввели подобные ограничения в тестовом режиме. Более мягкие меры приняли в Италии и Греции — там школьникам разрешено доставать свои смартфоны между уроками.
В феврале этого года парламент Великобритании призвал запретить использование гаджетов в течение учебного дня, правда с оговоркой, что правила должны устанавливать директора учебных заведений. Португалия пока не принимает кардинальных мер, но в государственных школах каждый месяц проводятся дни без телефонов.