СМИ теряют доверие аудитории из-за участившихся фейков и искажения фактов
Фонд Бертельсманна изучил, как жители Германии относятся к СМИ. Ученые опросили около 5000 человек и выяснили, что 84% населения не нравятся фейки, которые намеренно распространяют журналисты по телевидению, радио, а также в печатных и интернет-изданиях. 54% респондентов считают, что общество должно активнее бороться с искажением фактов в медиапространстве.
Основной причиной дезинформации в СМИ участники исследования называют попытку политиков повлиять на общественное мнение по спорным вопросам. Больше всего недоверия вызывают публикации на темы политической борьбы, иммиграции, коронавируса и климатического кризиса.
Почти половина участников опроса уверена, что информация в СМИ не всегда правдива. Совсем не доверяют официальным источникам еще около 30% респондентов. Интересно, что за последние 1,5 года эта цифра увеличилась почти вдвое. По данным совместного исследования Института журналистики Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга и Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне, в 2022 году медиаресурсам не доверяли 17% жителей Германии.
Также ученые выяснили, что читательская аудитория считает телевидение, радио и печатные СМИ более надежным источником информации, чем интернет-издания и социальные медиа. Примечательно и то, что для большинства пользователей интернета новостные сайты — менее авторитетный ресурс, чем соцсети и мессенджеры: в достоверности новостей, полученных от друзей и знакомых, сомневаются только 19% респондентов, в правдивости материалов сетевых ресурсов — 37%.
Более осторожны в своих оценках люди с высшим образованием. Скорее всего, это объясняется тем, что они внимательнее следят за событиями в стране и мире и предпочитают изучать разные источники информации. Также мужчины и молодежь выражают сомнения в достоверности фактов более сдержанно, чем женщины и люди старшего возраста.
Перепроверяют новости 57% участников опроса. Из них около 33% хотя бы раз негодовали из-за недостоверного контента в интернете.
Примечательно, что 70% респондентов убеждены, что многих людей легко обмануть, при этом только 16% из них допускают, что и сами могут стать жертвами дезинформации.