Российские студенты рассказали о достоинствах и недостатках своих вузов
Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса «Российские вузы глазами студентов». В исследовании, которое проводилось на онлайн-платформе «Неравнодушный человек», приняли участие 87 333 учащихся из разных российских регионов.
Респонденты достаточно высоко оценили психологический климат своих вузов: в среднем на восемь баллов по десятибалльной шкале. Обстановку в учебных заведениях характеризуют как эмоционально комфортную для себя 64% студентов. Только 6% испытывают в университетах психологический дискомфорт.
Больше половины опрошенных (58%) считают, что у них есть поводы гордиться своим университетом. Около 80% сообщили, что их устраивает, частично или полностью, организация процесса обучения. У 87% нет претензий к уровню компетентности преподавателей, 77% удовлетворены инфраструктурой вуза, 74% — состоянием корпусов и аудиторий, 72% — их технической оснащенностью, 74% положительно оценили работу деканатов. Самый низкий показатель студенческой удовлетворенности обнаружился у точек питания — ими в той или иной мере довольны 67% учащихся.
У респондентов также спросили, могут ли они назвать наставником кого-либо из преподавателей. Чуть менее половины (48%) ответили, что наставник из числа педагогов у них есть, у 26% — нет и никогда не было, еще у 5% наставник был ранее, 21% ответить затруднился. Примечательно, что наставничество оказывает заметное влияние на общую удовлетворенность образовательным процессом — положительную оценку ему дали 87% студентов, у которых есть наставник, и только 73% учащихся, не имеющих наставника.
Респонденты также рассказали о том, каких, по их мнению, улучшений требует система обучения. 33% хотели бы сами выбирать дисциплины и курсы, 30% уверены, что нужно сбалансировать аудиторную нагрузку, домашнюю работу и практику, 28% считают, что университетам не хватает партнеров для организации студенческих стажировок. В топ-5 пожеланий вошли также корректировка расписания занятий и улучшение материально-технической базы (по 27%). Исследователи отмечают, что характер запросов на изменения в основном говорит о том, что студенты стремятся получить больше самостоятельности в выстраивании образовательных траекторий.