Рособрнадзор начнет проверять компетентность учителей уже этой осенью
В начале июля Рособрнадзор анонсировал проверку компетентности учителей, которая начиная с осени 2024 года будет проводиться в рамках мониторинга качества школьного образования. Подобные проверочные мероприятия не новшество, однако в наступающем учебном году изменится схема их проведения.
Ведомство собирается апробировать новый оценочный инструмент, разработанный совместно с Министерством просвещения, — индекс качества общего образования, складывающийся из 69 показателей по трем направлениям. Первое, имеющее в индексе наибольший вес, включает в себя 30 критериев оценки образовательных результатов, в частности итогов всероссийских проверочных работ (ВПР) или Национального исследования качества образования (НИКО), если школа в нем участвует. Второе содержит 28 показателей материально-технического оснащения школы, качества ее электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), а также психологического климата. Третье направление, касающееся кадрового потенциала школ (11 показателей), предполагает проверку не только обеспеченности учебного заведения педагогами, но и уровня их квалификации и компетентности.
В интервью ТАСС глава Рособрнадзора Анзор Музаев прокомментировал нововведение, пояснив, что раньше выводы о качестве образования в различных регионах и отдельных учебных заведениях строились только на основании успеваемости детей. Поскольку это не давало полной картины, возникла необходимость оценить компетентность самих педагогов.
Позднее ведомство в своем телеграм-канале уточнило, что все результаты диагностики профпригодности, во-первых, будут обезличены, во-вторых, не повлекут за собой наказания либо поощрения педагогических работников. Кроме того, данные для оценки будут собираться из информационных систем, поэтому дополнительной документарной нагрузки на школы не последует.
Преподаватели отреагировали на новость в основном негативно. Профсоюз «Учитель», к примеру, направил на имя министра просвещения Сергея Кравцова письмо с просьбой пересмотреть решение о проведении мониторинга по новой системе. Просьбу объяснили тем, что в условиях чрезмерной нагрузки дополнительные тесты на профпригодность могут в том числе спровоцировать волну массовых увольнений педагогов.