В России растет популярность частных школ

Специалисты Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС исследовали состояние частного образовательного сектора в России. Они рассмотрели в динамике долю учащихся частных школ разных регионов, сравнили нагрузку и зарплаты педагогов в государственных и частных школах, а также опросили родителей учеников, чтобы понять, какие причины побуждают семьи отдавать детей в негосударственные образовательные учреждения (НОУ).

Расчеты, произведенные на основе статистических данных Минпросвещения, показали, что с 2016-го по 2023 год включительно количество учеников в частных школах стабильно росло. Увеличивалась и их доля относительно общего числа школьников России: если в 2016 году она составляла 0,73%, то в 2023-м — уже 1,14%.

Наиболее популярны НОУ в столице: в них учится 4,91 % московских школьников. На втором месте Чеченская Республика (2,79%), на третьем и четвертом — Московская и Нижегородская области (2,41% и 2,19% соответственно). Замыкает пятерку регионов с самой высокой долей учеников частных школ Санкт-Петербург (2,05%). В первый десяток вошли также Приморский край (1,88%), Калининградская (1,67%) и Омская (1,52%) области, Республика Дагестан (1,52%) и Калужская область (1,45%). Наименее распространено частное образование в Новгородской области — там в НОУ получают образование всего 0,04% детей. Чуть больше в Брянской области (0,06%) и Республике Алтай (0,08%).
Среди очевидных преимуществ частных школ перед государственными можно отметить значительно меньшую нагрузку на преподавательский состав, благодаря чему педагоги могут уделять больше внимания ученикам. В 2023 году на каждого учителя в городских государственных учебных учреждениях (ГОУ) в среднем приходилось 20,2 школьника, в сельских — 10,8. Для НОУ эти показатели — 10,5 и 8,4 соответственно.
Согласно опросу родителей, чьи дети посещают частные школы, выбор в пользу НОУ в первую очередь обусловлен качеством образования — так ответил 61% опрошенных. Кроме того, весомую роль играют: хорошее отношение педагогов к детям (52%), применение современных методик обучения (40%), материально-техническое оснащение школьных зданий (31%), дружелюбный ученический коллектив (31%), оптимальная численность классов (30%), удобное расположение школы (27%), разнообразие преподаваемых дисциплин (20%) и внеурочных занятий (18%), высокий уровень безопасности (17%).
Интересно, что далеко не все родители оказались согласны с утверждением, что частная школа, куда ходят их дети, позволяет сдать выпускные экзамены без помощи репетиторов. Уровень подготовки к ОГЭ считает достаточным 41% респондентов, к ЕГЭ —36%.
Исследователи сравнили также заработные платы учителей в школах разного типа. В городах средняя зарплата педагогов в государственных школах была немного выше, чем в частных, на протяжении всего рассмотренного периода. В 2016 году учителя городских государственных школ зарабатывали около 35 300 рублей, учителя частных — 31 900 рублей, в 2022 году — 57 300 и 56 400 рублей соответственно. Для сельских школ картина противоположная: педагоги в государственных образовательных учреждениях получают заметно меньше, чем в частных: 27 700 рублей против 43 000 рублей в 2016 году, 42 600 против 70 000 — в 2022-м. В среднем по России учительские оклады в частных школах лишь немного превышали зарплаты в государственных: в 1,02–1,11 раз.
В 2022 году самые высокие зарплаты в стране были у учителей Ямало-Ненецкого автономного округа: 128 500 рублей в государственных школах, 97 100 рублей — в частных. На втором месте Москва: 126 500 и 89 300 рублей соответственно. На третьем — Московская область, где в НОУ педагоги уже зарабатывают несколько больше, чем в ГОУ: 77 700 и 71 700 рублей. В Республике Карелия, занимающей четвертое место по общему уровню учительских доходов, этот разрыв нельзя назвать незначительным: преподаватели частных школ получают в среднем 69 100 рублей, а государственных — всего 49 900 рублей.