Исследователи установили, в каком возрасте у детей формируется грамотность
Считается, что к концу начальной школы большинство детей могут автоматически прочитывать слова, которые встречают чаще всего. Это подтверждается данными исследований, оценивающих такие параметры, как время реакции мозга и процент ошибок при различении слов и бессмысленных буквенных последовательностей. Однако нейронные основы развития орфографической чувствительности, то есть навыков, позволяющих отделять слова от беспорядочного набора букв и распознавать ошибки, пока остаются малоизученными.
Чтобы расширить знания о нейрофизиологических механизмах, связанных с освоением орфографии русского языка, исследователи Института высшей нервной деятельности и Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ провели эксперимент в трех группах: детей 8–10 лет, подростков 11–14 лет и взрослых 18–39 лет — и изучили, как представители каждой из них распознают орфографические ошибки. Все участники обладали достаточно высоким уровнем грамотности для своего возраста.
Ученые демонстрировали испытуемым на экране имена существительные — с ошибками и без, и предлагали определить, верно ли написано слово. В то же время электроэнцефалограф отслеживал реакцию мозга на орфографические ошибки, фиксируя изменение вызванного потенциала.
Вызванный потенциал, или потенциал, связанный с событием, — это исчисляемый электрофизиологический отклик мозга на конкретные возбудители. Измерив его, можно оценить, как тот или иной стимул, в том числе словесный, влияет на человека и сколько на это требуется времени.
В ходе эксперимента дети закономерно реагировали на слова с ошибками и без медленнее, а ошибались чаще, чем подростки и взрослые. Однако даже самые юные участники эксперимента достаточно хорошо справились с задачей — доля ошибок не превышала 14%. Реакция мозга на верно и некорректно написанные слова у детей была одинаковой — вызванные потенциалы не различались. Этот факт, по мнению исследователей, доказывает, что в возрасте 8–10 лет способность распознавать орфографические ошибки только начинает формироваться.
Члены средней и старшей групп определяли слова с ошибками одинаково быстро, но подростки — менее точно. Из этого ученые сделали вывод, что в отрочестве орфографическая чувствительность все еще развивается — как минимум до 14 лет.
Интересно, что только в третьей группе вызванный потенциал менялся дважды: через 400 мс и через 600 мс после взгляда на слово. Иначе говоря, распознавание ошибок в словах у взрослых проходило в два этапа: ранний и более поздний. Исследователи связали это с повторной проверкой правописания.