PISA-2022: образовательные системы каких стран лучше развивают творческое мышление
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала третий том результатов последнего, восьмого по счету, исследования PISA — программы международной оценки учащихся, которая проводится раз в три года. В новый том, получивший название «Творческие умы, творческие школы», вошли данные, касающиеся развития креативного мышления у учащихся из 64 стран мира. Впервые с запуска программы в 2000 году в исследовании не участвовали российские школы.
Уровень развития креативности анализировался также впервые: специалисты PISA сравнивали способность 15-летних школьников из разных государств порождать, оценивать и улучшать творческие идеи в разнообразных условиях. При анализе учитывались такие параметры, как гендерная принадлежность и социально-экономический статус подростков и особенности их школ. Кроме того, исследователи рассматривали отношение руководителей и преподавателей учебных заведений к творческому мышлению, готовность школ развивать творческие навыки учащихся и влияние креативности на академическую успеваемость школьников. Полученные данные дают возможность судить о том, насколько качественно образовательная система страны готовит детей и подростков к решению вопросов, требующих творческого подхода.
Согласно данным исследования, креативность учащихся наиболее эффективно развивают школы Сингапура, Южной Кореи, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии и Финляндии, наименее — Албании, Филиппин, Узбекистана, Марокко и Доминиканской республики. В большинстве стран школьники с высокими показателями креативности демонстрируют выдающиеся результаты по математике, чтению и естественным наукам. А вот обратная зависимость наблюдается значительно реже: академические успехи, как оказалось, не подразумевают творческих. Исследователи также заметили, что во всех странах более высокий уровень креативности присущ девочкам и в целом детям из благополучных семей.
В ходе анализа выяснилось, что раскрытию креативного потенциала способствует еженедельное участие в творческих мероприятиях и поддержка со стороны педагогов. Если учителя поощряют оригинальность и позволяют творчески самовыражаться в ходе учебного процесса, показатели креативности школьников тоже существенно возрастают.