Особенности современного среднего профессионального образования на примере Международного колледжа искусств и коммуникаций.
Популярность среднего профессионального образования среди подростков растет — об этом говорят результаты опросов и официальная статистика. Если в 2023 году на поступление в вузы нацеливалось 45% школьников, то в 2024-м — уже лишь 39%. По итогам приемной кампании прошлого учебного года студентами колледжей и техникумов стали 1,2 млн человек, ожидается, что их количество будет увеличиваться. В чем причина, ведь еще совсем недавно обязательным условием успешной карьеры считалось высшее образование?
Конечно, определенную роль в популяризации СПО сыграла соответствующая федеральная программа, но во многом на коллективное мнение повлияла и трансформация самих ссузов. Представления об училищах советского и перестроечного времени постепенно вытесняет из общественного сознания другой, принципиально новый образ — престижного колледжа, куда трудно поступить, где интересно учиться и откуда легче шагнуть во взрослую жизнь всесторонне к ней подготовленным, чем из 11-го класса школы. Пример такого учебного заведения — частный Международный колледж искусств и коммуникаций, где готовят маркетологов, журналистов, дизайнеров и фотографов, лингвистов, преподавателей со знанием китайского и корейского языков, а также социальных работников с дополнительной специализацией в области психологии.
Первые шаги в профессию
Среди главных факторов, заставляющих абитуриентов делать выбор в пользу колледжей, обычно называют возможность получить востребованную специальность вместо того, чтобы тратить два года на подготовку к ЕГЭ. В этом смысле образовательная модель МКИК, безусловно, заслуживает внимания как пример максимальной концентрации на практико-ориентированном обучении. Профильные дисциплины здесь присутствуют в расписании уже с первого курса, а преподавание общеобразовательных начинается с ответов на вопросы: зачем нужен этот предмет? как он связан с выбранной профессией? как можно в дальнейшем применить полученные по нему знания? Сами занятия проводятся преимущественно не в лекционном, а в диалоговом формате: у студентов всегда есть возможность прямо в ходе урока получить ответы на возникшие вопросы.
На втором курсе (возраст 11-го класса школы) студенты обязательно проходят внешнюю практику, для которой нет недостатка в локациях. В частности, МКИК сотрудничает с Музеем русского импрессионизма, МХТ имени А. П. Чехова и театром «Сатирикон», Международной ассоциацией психологов, компанией «ЛитРес», издательствами АСТ, МИФ и другими.
Регулярно, не менее раза в месяц, в аудиториях организуются мастер-классы, которые проводят приглашенные эксперты в соответствующей отрасли. Они делятся реальными кейсами, рассказывают об актуальных изменениях в профессии. Таким образом поддерживается непрерывная связь между учебой в колледже и тем, что реально происходит на рынке труда — что нового, какие наблюдаются тренды. Негосударственный статус дает МКИК преимущество относительно гибкости учебных планов — они не фиксируются на весь срок, а претерпевают изменения ежегодно.
Кроме того, колледж создает условия для межфакультетского взаимодействия, например инициирует совместные проекты, а также общие праздники и развлекательные мероприятия. Это делается, чтобы расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их гибких навыков, учить работе в команде и вносить разнообразие в студенческую жизнь. Руководство колледжа не препятствует трансферам между факультетами (за исключением китайского и корейского): на первом курсе студент может принять решение о переходе на другое направление обучения и в этом ему окажут поддержку.
На протяжении всего периода обучения каждый семестр оканчивается защитой индивидуального проекта, под которым понимается, к примеру, создание собственной пиар-стратегии, фотовыставки, бренда открыток, авторской книги, комплекта прописей для детей, изучающих корейский язык и т. п. Принципиальное отличие от аналогичной работы в школах — прикладной характер проектов. То есть к моменту получения диплома у каждого студента уже имеется готовое, достаточно объемное портфолио, оформленное по правилам, принятым в выбранной сфере деятельности. На последнем курсе учащиеся проходят тестовые собеседования при участии представителей профессии, получают рекомендации по составлению резюме.
Комфортная среда
Особое внимание уделяется в колледже организации комфортного образовательного пространства — во всех смыслах этого слова. Все интерьеры аудиторий, коворкинг-залов, студий, лабораторий и мастерских, компьютерных классов и даже холлов оформлены при участии студентов и выпускников дизайнерского факультета. Иначе говоря, изнутри МКИК мало похож на привычные учебные заведения — и это тоже служит образовательным целям: помогает студентам настроиться на созидательную деятельность, развить креативные навыки, погрузиться в творческую среду.
Второй аспект комфортного пространства — позитивная психологическая атмосфера. С одной стороны, это постоянный поиск способов наладить контакт между студентами и преподавателями. Работа на сокращение дистанции между педагогом и учеником ведется осознанно и последовательно: одна из целей колледжа — трансформировать привычную учительскую функцию в наставническую, повысить вовлеченность преподавателя, усилить его роль как воспитателя и советчика. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не о том, чтобы поощрять нарушения субординации, а о том, чтобы создать более доверительные отношения между участниками образовательного процесса — с сохранением личных границ.
С другой стороны, контролируется психологическая обстановка в самом студенческом сообществе и начинается этот процесс уже на этапе собеседования при поступлении. В колледже работают психологи, к которым студенты всегда могут обратиться за помощью в сложных ситуациях, кроме того, за атмосферой в студенческом коллективе наблюдают заместители деканов: помогают выстраивать коммуникацию, в случае необходимости беседуют с учениками и родителями.
Для поддержания ментального здоровья учеников используются разные психолого-педагогические практики. В частности, проект «Ресурсный круг» МКИК еженедельно устраивает сеансы так называемого психологического фехтования — это достаточно новая терапевтическая методика, которая помогает составить поведенческий портрет человека на основе его техники в воображаемом бою на деревянных мечах.
Уроки физкультуры уже много лет проводятся в йога-классах. Занятия йогой не только помогают студентам поддерживать себя в хорошей физической форме, но и учат их навыкам расслабления, концентрации, самопознания.
Правила приема
Будучи частным учебным заведением, МКИК может себе позволить устанавливать правила поступления самостоятельно и вводить особые критерии.
Как и учебные планы, порядок вступительных испытаний также ежегодно подвергается корректировкам. На текущий момент он включает следующие этапы. Сначала абитуриент создает онлайн-заявку и получает приглашение на очное собеседование, куда начиная с этого года приходит вместе с семьей. Поступающего и родителей интервьюируют отдельно. Комиссия выясняет, какие ожидания относительно СПО сформировались у ребенка и ответственных за него взрослых, готовы ли родители оказывать поддержку будущему студенту (не вмешиваться в учебный процесс, а именно направлять), насколько абитуриент мотивирован на погружение в профессию, готов ли упорно трудиться в этом направлении, а также какие у него есть слабые и сильные стороны, какие проблемы, в том числе психологические, возникали раньше. Для поступающих на факультет дизайна предусмотрен очный творческий конкурс.
Комиссия принимает решение о зачислении по итогам собеседования, с учетом среднего балла аттестата и результата творческого испытания. Оценки за ОГЭ не рассматриваются.
Свобода выбора
Несмотря на то, что среднее профессиональное образование обычно предполагает трудоустройство по окончании, для студентов МКИК это необязательный сценарий. Действительно, выпускники колледжа, желающие сразу перейти к профессиональной деятельности, легко выполняют задуманное благодаря полученному практическому опыту. Но многие и принимают решение продолжать обучение в вузе.
МКИК входит в экосистему Института гуманитарного образования и информационных технологий. Изначально колледж задумывался как промежуточная ступень между 9-м классом и поступлением в ИГУМО, поэтому программа колледжа обеспечивает хорошую подготовку к последующему обучению в институте. Выпускники, как правило, без проблем сдают ЕГЭ и преодолевают другие вступительные испытания, и успешно поступают в лучшие вузы страны.