RAEX опубликовало новый предметный рейтинг российских вузов
Как и в прошлом году, большую долю вошедших в новый рейтинг вузов составляют московские и петербургские университеты. На эти два города приходится 65 учебных заведений в списках (38% от общего числа). МГУ имени М. В. Ломоносова, например, возглавляет 19 предметных рейтингов, СПбГУ — 15, а НИУ ВШЭ — 13. За Москвой и Санкт-Петербургом следуют Татарстан (10 вузов), Новосибирская область (шесть вузов), Нижегородская и Ростовская области (по пять в каждой). Среди региональных учебных заведений лидерами оказались Томский политехнический и Уральский федеральный университеты: каждый из них четырежды попал в топ-3 разных списков.
В предметных рейтингах в этом году наблюдается пять важных перестановок. Список лучших вузов по информационным технологиям теперь возглавляет МФТИ: он вытеснил МГУ имени М. В. Ломоносова на второе место. Лидером рейтинга МФТИ стал впервые. МГУ, однако, удалось отыграться на направлении «политология и международные отношения»: он обогнал СПбГУ, который теперь находится на второй строчке.
Первые места в рейтингах также достались НИЯУ МИФИ («электроника, радиотехника и системы связи»), Санкт-Петербургскому государственному университету промышленных технологий и дизайна («технологии легкой промышленности») и Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К. И. Скрябина («ветеринария и зоотехния»). Ранее эти позиции занимали Казанский национальный исследовательский технологический университет, МГТУ имени Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины соответственно.
В этом году линейка рейтингов RAEX расширилась, в нее добавили две новые предметные области: «государственное и муниципальное управление и «индустрию гостеприимства». В первой лидером стал НИУ ВШЭ, во второй — Финансовый университет при Правительстве РФ.
ТОП-3 вузов по предметным направлениям
При составлении рейтингов исследователи руководствовались критериями, призванными определить образовательную и научную эффективность вузов и их общественный вклад. Для оценки образовательной работы учебного заведения анализировался объем его финансирования и обеспечения профессорско-преподавательским составом, а также результаты студентов на олимпиадах, уровень знаний абитуриентов и т. д. В группу параметров, связанных с наукой, вошли библиометрические показатели, доход от исследований, количество аспирантов, защищенных диссертаций и т. д. Наконец, чтобы определить общественный вклад вуза, исследователи изучили его влияние на кадровое обеспечение региона, а также долю учащихся от общего числа студентов той же специализации по стране, доход от программ дополнительного образования, медийную активность и другие параметры. Для каждого предметного направления все критерии имели собственный вес. Например, для естественно-научной сферы и технических наук вес параметров, связанных с научной деятельностью, составил 35%, в то время как для социальной и гуманитарной областей — 25%.
Как следует из сообщения генерального директора RAEX Дмитрия Гришанкова, в ближайшее время методология рейтинга будет доработана: «Одним из перспективных направлений в этой сфере может стать учет мнений профессиональных сообществ и работодателей как одного из компонентов оценки деятельности университетов. Сейчас мы составляем пилотный перечень предметных областей, на примере которых можно апробировать такой подход, и открыты к предложениям всех заинтересованных сторон».