Кому и зачем нужно высшее ИТ-образование в 2024 году
Согласно опросу hh.ru, только 3% компаний довольны профессиональной подготовкой выпускников вузов. В сфере ИТ, где инструменты меняются постоянно, разрыв между требованиями работодателей и навыками молодых сотрудников особенно велик. Чтобы решить эту проблему Edtech-компании запускают совместные программы с вузами. Как устроены эти программы и почему они помогают выпускникам быстрее находить работу, рассказывает руководитель программ высшего образования «Яндекс Практикума» Анастасия Ждановская.
Почти половина (49%) россиян, опрошенных в ходе исследования hh.ru в 2023 году, назвала работу в ИТ-отрасли наиболее престижной. На первое место эта сфера попала, потеснив предыдущего лидера — нефтегазовую отрасль. При этом каждый второй опрошенный (56%) убежден: чтобы построить карьеру в ИТ, необходимо получить высшее образование.
Действительно, для некоторых профессий в сфере ИТ высшее образование — важная часть портфолио. Вместе с тем большая доля технических директоров считает, что российские вузы учат программированию на среднем уровне, а современному стеку — на низком. В целом на качество практической подготовки студентов в российских вузах, согласно опросу Комиссии Общественной палаты по развитию высшего образования и науки, жалуется 85% работодателей.
Чтобы добрать необходимые знания, выпускникам зачастую приходится прибегать к помощи сервисов дополнительного образования. Иными словами, чтобы стать специалистом, например ML-разработчиком, нужно потратить как минимум четыре года на бакалавриат, а затем еще год-полтора на освоение актуальных для работы навыков.
Требуют ли высшего образования работодатели
В сфере ИТ немало профессий, которые реально освоить без академического образования. Например, можно стать хорошим тестировщиком или даже начинающим веб-разработчиком, отучившись на курсах и набив руку во время практики. Полученных знаний будет достаточно для выхода на рынок труда. Чтобы подниматься по карьерной лестнице, таким специалистам надо будет регулярно добирать знания.
В то же время исследования показывают, что в некоторых ИТ-направлениях глубокое понимание теоретических основ профессии будет большим преимуществом — а дает это преимущество именно высшая школа. Скажем, начинающего дата-аналитика при приеме на работу обязательно протестируют не только на умение писать код, но и на знание статистики и теории вероятностей. Соискателю придется продемонстрировать математические знания на уровне 1–2 курсов технического вуза.
От дата-сайентистов, даже джунов, подавляющее количество работодателей ожидает еще более глубоких математических знаний. На собеседовании в 70% случаев соискателям задают вопросы по линейной алгебре, в 67% — по математическому анализу. Это как раз тот случай, когда у выпускника технического вуза будет преимущество просто потому, что у него уже есть серьезный математический базис.
Почему академическое образование в ИТ— только часть пути
Набор необходимых навыков в ИТ-профессиях пересматривается очень часто, и вузы, как правило, не успевают вовремя дополнять и обновлять свои учебные программы.
Последние несколько лет мы в «Яндекс Практикуме» развиваем исследовательское направление, в том числе проводим Job Market Fit, то есть изучаем профессии на соответствие рынку труда. Это помогает нам увидеть объективную картину: насколько то или иное ИТ-направление актуально для России, какие задачи оно перед собой ставит и решает, какие навыки и опыт важны работодателям.
Мы проводим JMF перед запуском новых курсов, а также чтобы адаптировать уже существующие программы под запросы рынка. Одно из исследований, например, показало, что буквально за год на первое место среди востребованных навыков вышло владение SQL, потеснив Python. Еще недавно на собеседованиях джунов этому навыку уделяли гораздо меньше внимания. Такое открытие подтолкнуло нас к тому, чтобы добавить в программу по аналитике данных дополнительный блок «Продвинутый SQL».
Благодаря JMF-исследованиям мы также увидели, что практический опыт и портфолио — минимум, необходимый специалистам при приеме на работу. Это в очередной раз показывает, что вузовского образования в его нынешнем виде уже недостаточно.
Как сократить путь в ИТ
Учеба в вузе, а затем на курсах — не самый эффективный трек с точки зрения временных затрат. Понимая это, Edtech-сервисы уже несколько лет интегрируются в вузовские программы и создают гибридный формат обучения, который значительно сокращает путь в индустрию. Такой формат подходит тем, кому важно получить высшее образование или кто уже отучился на техническом или смежном направлении бакалавриата.
Собрав большой объем обратной связи от работодателей, мы убедились в перспективности слияния вузов и Edtech-индустрии. В результате мы разработали совместные с университетами программы онлайн-магистратуры. Цель программ — дать молодым специалистам те навыки, которых сегодня ждут работодатели. Теперь мы не только доучиваем студентов, но и встраиваемся в систему высшего образования, забирая на себя 50% образовательных задач и заполняя разрыв между академическим базисом и реальными нуждами бизнеса. Студенты получают теоретические знания и тут же отрабатывают их на реальных кейсах на платформе «Практикума».
В 2024 году мы запустим восемь программ. Среди них не только программирование и анализ данных. С РАНХиГС, например, мы проводим совместную программу по менеджменту «Финансовый анализ в бизнесе», а вместе с ТГУ обучаем продуктовому дизайну. После выпуска из магистратуры студенты смогут претендовать на middle-позицию продуктового дизайнера или начать карьеру продакт-менеджера. Обо всех программах можно подробнее узнать здесь.
В совместных программах «Яндекс Практикум» берет на себя обучение прикладным дисциплинам — то есть тому, что в буквальном смысле определяется и формируется рынком. Студенты практикуются на реальных задачах крупных ИТ-компаний, собирают портфолио, которое содержит не менее 10 проектов, участвуют в мастерских и хакатонах. Важная часть учебы — участие в жизни ИТ-сообщества. Нам важно, чтобы студенты общались с другими разработчиками, развивали гибкие навыки, понимали, как и где узнавать о новостях и вакансиях.
На магистерские программы можно поступить с любым дипломом, но тем, кто окончил технический или инженерный вуз, будет проще сдать профильный экзамен. Два года спустя мы выдаем диплом государственного образца — и наши выпускники выходят на ИТ-рынок как профессионалы, которые умеют решать задачи работодателей и не нуждаются в дополнительном обучении.