ЮНЕСКО предупредила о нехватке учителей по всему миру
Как отмечено во «Всемирном докладе об учителях», если в системе образования не произойдет существенных изменений, к 2030 году из профессии могут уйти до 50% нынешних педагогов. По этой и другим причинам в мире будет не хватать 44 млн преподавателей начальной и средней школы.
В докладе указано, что особенно остро проблема стоит в странах Африки к югу от Сахары: там к 2030 году потребуется 15 млн педагогов. Однако в учителях нуждаются и государства Европы и Северной Америки, в том числе с высоким уровнем доходов. Несмотря на хорошее финансирование системы образования, школам в этих странах также сложно удерживать квалифицированные кадры. Согласно исследованию, в последнее время учителя начальных классов стали чаще бросать работу: в 2022 году, например, в мире уволилось 9,06% педагогов младших классов, в то время как в 2015-м — всего 4,62%. Причем, как правило, учителя уходят из профессии в течение первых пяти лет работы.
Нехватка преподавателей чревата серьезными последствиями. «Этот дефицит — не просто цифры: это кризис, подрывающий систему образования во всем мире, — отмечают представители ЮНЕСКО. — Последствия нехватки учителей глобальны и приводят к увеличению размеров классов, перегрузке преподавателей, неравенству в образовании и финансовой нагрузке на образовательную систему».
Чтобы предотвратить эти последствия, необходимо срочно принять меры, считают аналитики. В числе эффективных решений: увеличение заработной платы, улучшение условий труда педагогов и инвестиции в образование. Еще один немаловажный фактор, который может повысить мотивацию учителей, — вовлечение педагогического сообщества в процесс принятия решений. Кроме того, добавляют исследователи, в образовательных учреждениях важно поддерживать гендерный баланс преподавательского состава. Сегодня большинство учителей — женщины, а руководят школами зачастую мужчины. Увеличение количества женщин на руководящих постах при одновременном привлечении мужчин к преподавательской деятельности, особенно в начальных классах, поможет модернизировать образовательный процесс.
Преобразования потребуют серьезных инвестиций. По подсчетам специалистов, только на привлечение новых учителей начальной школы во всем мире понадобится около $12,8 млрд в год, а средней — еще $106,8 млрд. К этим суммам следует прибавить затраты на улучшение образовательной инфраструктуры, повышение зарплат и квалификации действующих педагогов и т. д.