Ученые объяснили, чем соцсети полезны для подростков
Обсуждая социальные сети, специалисты и родители чаще всего заостряют внимание на их пагубном влиянии на детскую психику. И действительно, в онлайн-пространстве можно столкнуться с обилием непроверенной и опасной информации, тревожными новостями и буллингом. Соцсети вызывают привыкание, заставляют школьников сравнивать себя со сверстниками и отнимают время, необходимое для сна и учебы.
Однако, по мнению исследователей, социальные сети могут приносить подросткам и реальную пользу. О том, чем полезно виртуальное общение, проекту Education Week рассказала научный сотрудник Висконсинского университета Челси Олсон.
Положительное влияние социальных сетей связано с тем, что они дают пользователям шанс наладить социальное взаимодействие и получить поддержку. Возможность общаться, находить друзей, оставаться на связи с семьей и знакомыми, состоять в сообществах по интересам — фактор, благоприятно влияющий на психическое состояние школьников. Общение с интернет-друзьями или включение в онлайн-группы поддержки часто помогает справиться с апатией, обрести безопасное пространство, легче переносить бытовые неурядицы и даже депрессию.
Благодаря соцсетям перед подростками открываются и другие возможности. Молодые люди могут самовыражаться, участвовать в гражданской жизни страны, в благотворительных акциях, получать отклики от других людей. Не стоит забывать, что многие школьники привыкли обращаться к сетевому контенту в поисках совета и помощи. В соцсетях они могут найти ответы на вопросы об отношениях с родственниками и сверстниками, о здоровье и учебе.
Специалисты нередко утверждают, что навыки коммуникации нужно развивать в реальной жизни, а не в интернете. Между тем, по мнению Челси Олсон, одно другому не мешает. Подростки с широким кругом общения в офлайне используют интернет, чтобы продолжать взаимодействие с реальными знакомыми и укреплять с ними существующие связи. А тем, кто испытывает трудности с общением в обычной жизни, социальные сети прививают коммуникативные навыки, необходимые за пределами интернета.
Чтобы социальные сети приносили школьникам максимум пользы и минимум вреда, родители и педагоги должны обучать детей медиаграмотности и знакомить с основными правилами цифровой безопасности. Соответствующие предметы, считает Олсон, стоит ввести в образовательную программу, чтобы с раннего возраста готовить детей к жизни мире технологий.