1 июня президент РФ подписал закон под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления». Что случилось с досрочным голосованием? Оно ликвидировано.
Раньше было так. Предположим, заранее известно, что не сможешь проголосовать в назначенный день выборов. Причина предполагаемого отсутствия тоже известна, и она относится к числу причин, которые закон определяет как уважительные: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья. Последнее, правда, предвидеть трудно — все под Богом ходим, — но дату госпитализации иногда можно знать заранее. Так вот, при наличии какой-то из этих уважительных причин можно было пойти в избирательную комиссию и исполнить свой гражданский долг досрочно.
Право на досрочное голосование в России имеет длительную историю, в которой были свои взлеты и падения, но в последние годы оно сходило на нет. Его прибежищем оставались выборы в органы местного самоуправления: глав муниципальных образований и муниципальных советов. Теперь и на местных выборах воспользоваться им смогут только избранные категории граждан: моряки на судах, полярники на станциях, а также обитатели местностей, которые официально определены в качестве труднодоступных и отдаленных. А поскольку читатели, как я полагаю, под эти экзотические категории в основном не подпадают, то и не видать им досрочного голосования. Придется ждать единственной оказии, когда оно остается возможным, — референдума. Но назначить референдум в России по действующему законодательству практически невозможно. Так что и этой оказии не дождетесь.
Новый закон принят не на голом месте, а во исполнение прошлогоднего президентского послания. Много нарушений при досрочном голосовании. Надо бы упорядочить. По части нарушений — правда. Возьмем, к примеру, прошлогодние мэрские выборы в Сочи — те самые, которые проиграл Борис Немцов с 13,6% голосов, а выиграл кандидат от «Единой России» Анатолий Пахомов с 76,9%. Ну, выиграл и выиграл себе. Но очень уж особенными оказались отпускники, командированные и больные, проголосовавшие досрочно: среди них Пахомов набрал 86,1% голосов, в то время как среди всех прочих — 67,4%. И было их, болезных, немало: почти четверть всех бюллетеней подана досрочно. Есть над чем задуматься? И если бы только в Сочи было так… На подавляющем большинстве выборов наблюдалась прямая связь между голосованием за «Единую Россию» и ее кандидатов — и досрочным голосованием.
Вот об этом бы и сказать Дмитрию Анатольевичу в своем замечательном послании: да, систематически фальсифицируются результаты выборов в пользу «Единой России», и используются при этом всякие нечистоплотные приемы. В частности, связанные с досрочным голосованием. Ведь за каждым нарушением стоит маленький нарушитель, который выполняет грязную работу, и большой нарушитель, который эту работу заказывает. Разбираться с маленькими нарушителями — задача судебной системы. Об этом не устают напоминать российские власти, будь то сам Медведев, Путин или Чуров. Но по поводу большого нарушителя царит неловкое молчание. Кто эти люди? А они на месте. И даже если судебная система покарает-таки маленьких нарушителей — это, конечно, несбыточная мечта, но давайте поверим на секунду, — так вот, даже в этом гипотетическом случае они найдут новых исполнителей.
На практике, конечно, дело обстоит так, что всех нарушителей — больших и маленьких — проблемы обходят стороной. А значит, уменьшить объем нарушений можно только одним путем — ликвидировать те или иные технические средства нарушений. Так и получилось с досрочным голосованием. Беда в том, что если есть воля и власть фальсифицировать результаты выборов, то за техническими средствами дело не станет. А кто оказался крайним? Как всегда, избиратели. Ведь как ни крути, а досрочное голосование — это дополнительная возможность волеизъявления, которой кому-то будет не хватать.
Боюсь, что упорядочение путем ликвидации уже стало основной линией борьбы с нарушениями на выборах. Ведь нарушения везде — и при регистрации кандидатов, и при ведении кампании, и при подсчете голосов. Их так много, что последовательный вывод только один: окончательно упорядочить можно лишь путем ликвидации выборов как таковых. Всех назначать. И это решение было бы, смею предположить, оптимальным даже для самих нарушителей: нарушать больше не надо, а результат налицо. Мне кажется, эта цель уже почти достигнута.