К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Больше трех не собираться

Больше трех не собираться
Или как митингуют в современных городах свободного мира

Отвечая на вопрос Юрия Шевчука, когда прекратятся репрессии против митингов и демонстраций, которые проводит оппозиция, премьер Владимир Путин высказал два суждения. Первое носило содержательный характер и может быть резюмировано цитатой из песни раннего Шевчука: «Нечего, падла, народ баламутить». По мнению Путина, на таких мероприятиях следует говорить о чем-то «дельном и конкретном», а не просто «базарить» и «пиариться». Насколько такое требование соотносится с российской Конституцией, которая не увязывает свободу собраний с «дельностью и конкретностью», предоставлю судить профессиональным публицистам и политикам.

Второе суждение было, по существу, процедурным и объясняло негативное отношение к некоторым протестным действиям интересами третьих лиц, на защите которых должно стоять государство. Путин заявил о недопустимости митингов вблизи больниц (нельзя «мешать больным детям») и напомнил Шевчуку о существовании граждан, «которые не хотят демонстрировать, а хотят просто добраться домой вовремя, поехать к семье, к детям и так далее».

На этом суждении я хотел бы остановиться поподробнее.

 

Сначала о шуме, генерируемом в результате проведения массовых мероприятий. Как решается эта проблема в городах, где существует не номинальная, а реальная свобода слова и собраний? Типичный пример — требования к организаторам подобных мероприятиях на Трафальгарской площади в Лондоне. Здесь громкость звука не должна превышать 75 децибел, а используемые частоты не должны мешать проведению служб в близлежащей приходской англиканской церкви Святого Мартина. Для менее пафосных мест вопрос о частотах и децибелах не ставится вовсе.

Что касается ограничений транспортного плана («добраться домой вовремя»), то сведения о них содержатся не только в руководствах для организаторов массовых мероприятиях, размещенных на профильных ресурсах любого продвинутого города, но даже в учебниках по транспортному планированию и организации дорожного движения. Вот основные пункты.

 

— Разрешение на проведение пикета, митинга, демонстрации, если эти мероприятия проводятся на тротуарах и прочих местах, предназначенных для пешеходного движения, как правило, не требуется в принципе. (С технической точки зрения к числу таких «прочих мест» относится, к примеру, площадка на Триумфальной площади вокруг памятника Маяковскому или Новопушкинский сквер.)

В таких случаях ставятся простые, но императивные условия: нельзя блокировать проход для граждан, «не желающих демонстрировать», нельзя выходить на проезжую часть улицы.

— Для проведения уличного шествия необходимо заранее (обычно за несколько недель) подать соответствующую заявку в местную администрацию. Это требование связано не с бюрократическими восторгами, но с необходимостью решить конкретные организационно-технические задачи: внести временные изменения в маршруты и расписания движения общественного транспорта, поставить временные дорожные знаки и указатели, организовать заблаговременное информирование участников дорожного движения и местных жителей и т. п. Отказы в удовлетворении подобных заявок крайне редки и обычно мотивированы совсем уж форс-мажорными причинами. Суть дела в том, что для города с правильно спланированной улично-дорожной сетью перекрытие нескольких улиц для проведения подобного мероприятия не является критичным: здесь всегда есть альтернативные маршруты проезда. Кроме того, уличные шествия (за редчайшими исключениями вроде народных восстаний) не выходят на скоростные магистрали города.

 

Однажды в центре Парижа я был свидетелем большой демонстрации неясного для меня толка с участием нескольких тысяч весьма шумных молодых людей. Могу утверждать, что ее негативные транспортные эффекты были слабее, чем у рядового (непредсказуемого по времени) перекрытия движения на Большом Каменном мосту по случаю въезда начальственного кортежа в Боровицкие ворота, и несравнимо слабее, чем у перекрытия движения на Пречистенской набережной по случаю праздника Св. Кирилла и Мефодия.

— Для проведения митинга в парке или ином общественном месте, свободном от дорожного движения и маршрутов наземного городского транспорта, требования к организаторам мероприятия еще проще: подай заявку в установленный срок и в соответствии с правилами, выложенными на сайте городской администрации. В правилах может быть, в частности, сказано, что в конкретном общественном месте массовые мероприятия проводятся только по выходным дням и/или только в светлое время суток, что от одного заявителя заявки принимаются не чаще одного раза в месяц и т. п.

Наконец, по поводу всех прочих ограничений и дополнительных требований. Среди них встречаются самые разные.

— Соблюдение норм законодательства об авторских и смежных правах при исполнении музыкальных произведений, а также публичном использовании каких-либо знаковых имен и текстов.

— Предельное количество транспортных средств организаторов мероприятия, допускаемых к месту его проведения.

 

— Предельное количество участников мероприятия, исходящее из норматива тесноты, то есть количества демонстрантов на 1 кв. м площади публичного места. Как показывает мировой опыт, на одном квадратном метре, не толкая друг друга локтями, прекрасно помещается три человека.

— Страхование гражданской ответственности на случай нанесения ущерба каким-либо историческим ценностям.

— Возмещение затрат города на инженерную подготовку мероприятия.

— Согласование с инженерными службами условий крепления баннеров и растяжек к тем или иным постоянным сооружениям.

 

— Согласование с представителем городской электросети условий подключения усилительной аппаратуры. Кстати, на упомянутой выше Трафальгарской площади предоставляется доступ к 13-амперной розетке, находящейся в основании колонны Нельсона.

Ну и все такое прочее…

В рекомендациях, адресованных начинающим организаторам массовых мероприятий, настойчиво подчеркивается, что рассмотрением заявок занимается не какое-либо высокопоставленное политическое лицо, но «клерк городской администрации», в обязанности которого входит предоставление вам исчерпывающих консультаций и формальная сверка вашей заявки с действующими правилами.

Меня особенно умилила рекомендация, выданная на случай вашего намерения проводить митинги на регулярной основе. Вам советуют получить «возобновляемое разрешение» и разъясняют, что это сэкономит время, потребное для запроса и получения разовых разрешений как лично вам, так и клеркам городской администрации. Не менее умилительно правило удовлетворения заявок, которое имеет смысл процитировать дословно: «Applications operate on a first come, first served basis». Прямо как у простейшего устройства из теории массового обслуживания: первым прибыл — первым обслужился.

 

Я долго искал в доступных мне источниках хоть какие-то упоминания о требованиях, касающихся содержания и направленности всех этих пикетов, митингов и демонстраций. Ну хоть что-нибудь по поводу недопустимости «народ баламутить» или желательности сообщать начальству о «каких-то болевых точках». Увы, не нашел. Видимо, не там искал.

Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+