К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Милиция в течение 5 месяцев каждый день проверяла сауну»

«Милиция в течение 5 месяцев каждый день проверяла сауну»
Первый заместитель генпрокурора РФ — о давлении силовиков на малый бизнес и о том, как прокуратура с ним борется

Прокуратура всегда была далека от экономики. Более того, — прокурору запрещено участвовать в той или иной экономической сфере. Но так случилось, что в стране не нашлось другого арбитра, который бы мог снять немыслимое давление, которое оказывается на малый и средний бизнес и на предпринимательство вообще.

И эту роль прокуратура на себя приняла. Налажены конструктивные взаимодействия с «Опорой России», с «Деловой Россией», с другими органами предпринимательского сообщества. На сайте Генеральной прокуратуры открыт специальный раздел, где предприниматели могут сообщить о нарушениях закона — и это касается не только вопроса проведения плановых и неплановых проверок.

В прошлом году поступило 500 обращений на этот сайт, по каждому случаю было проведено разбирательство и даны соответствующие ответы. Что касается внеплановых проверок, вот уже год на нас возложено санкционирование таких проверок. В течение прошлого года было рассмотрено почти 38 000 обращений о проведении внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. По половине обращений прокуроры дали отказ. Четверть внеплановых проверок — почти 9000 — предполагалось провести в Центральном федеральном округе. И почти 2500 из них приходится на Московскую область. Притом что в Москве всего 511 проверок. А, например, в Краснодаре — почти 1500.

 

Анализ показывает, что нарушения «правил игры» все еще происходят очень часто. Контролеры порой выходят за рамки своих полномочий, нарушают сроки проведения проверок и порядок оформления их результатов. По выявленным нарушениям в прошлом году по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел в отношении работников контролирующих органов. Кроме того, 3140 человек привлечены к дисциплинарной ответственности. Здесь можно сразу сказать, что, к сожалению, еще не воплотились в жизнь наши предложения об установлении административной ответственности за нарушение порядка проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Такие предложения нами сформулированы, они находятся в Госдуме.

Еще один вопрос, которым мы занимаемся системно, с тем чтобы снять давление на бизнес, — это нормативная база. В ней присутствуют незаконные правовые акты, направленные на то, чтобы воспрепятствовать нормальной работе бизнеса. Надо сказать, что в прошлом году нами по результатам прокурорских проверок приведено в соответствие 2313 уставов муниципальных образований и около 8000 нормативных правовых актов, регламентирующих контрольную деятельность. На федеральном уровне тоже был обнаружен 51 нормативно-правовой акт федеральных органов исполнительной власти, не соответствующий закону. Нарушения, которые содержались в этих актах, — проведение проверок чаще, чем это предусмотрено федеральным законодательством, установление расширенного перечня оснований для проверок, нарушение существующей процедуры проведения проверок.

 

Уровень давления со стороны органов внутренних дел, милиции в частности, существенно снизился. Но мы еще фиксируем далеко не единичные факты, когда при отсутствии каких бы то ни было признаков совершения преступления или административного правонарушения, отсутствии оснований для проведения оперативно-разыскной деятельности милиция вмешивается в работу предпринимателей. Чаще всего это случается в Краснодарском крае. В Воронежской области мы обнаружили один такой документ, в соответствии с которым планировалось в течение 5 месяцев каждые сутки проверять конкретный объект — сауну. Может, помыться хотели, не знаю.

Что касается административных барьеров: в прошлом году Генеральная прокуратура совместно с Контрольным управлением президента провела серьезную проверку осуществления контрольно-надзорных функций государственными органами федерального и муниципального уровня. Сплошь и рядом мы обнаруживали факты передачи государственных контрольных функций в коммерческие организации, специально созданные ГУПы, институты и т. д., где бесплатные услуги переводились на платную основу. Не все нормально, кстати, и в строительстве с созданием СРО. По крайней мере жалобы, которые к нам поступают, и проверки, которые мы проводим, говорят о том, что вступительные членские взносы для членов СРО очень высоки для представителей малого и среднего бизнеса и кое-где прямо веет коррупционными проявлениями.

Если говорить о том, кто чаще всего проводит проверки малого и среднего бизнеса, то это МЧС и Роспотребнадзор. На два этих ведомства приходится 63% всех проверок. И доля отказов в этих ведомствах достигает 50%. Надо сказать, что из проведенных проверок 56% оказались пустыми. Административная ответственность должна быть установлена, с тем чтобы сдерживать ретивых проверяющих.

 

Что касается вопроса уголовной ответственности за экономические преступления. Не только за экономические преступления не следовало бы избирать меру пресечения в виде заключения под стражу, но и за целый ряд других преступлений. Генеральная прокуратура последовательно выступает за то, чтобы не избирать меру пресечения в виде заключения под стражу лиц, совершивших преступления средней тяжести. И не нужно никакого специального органа для того, чтобы отслеживать этот вопрос. Нужно всего-навсего сделать одно: вернуть прокуратуре право согласовывать решение следователя до обращения в суд о заключении под стражу. Сегодня мы выявляем сотни таких нарушений, но принимать по ним решения мы не вправе.

В этом году в 222 случаях прокуроры в суде возражали против заключения под стражу как меры пресечения. Но суды принимали это решение вопреки мнению прокурора. Мы можем обжаловать. В случае с Трифоновой мы возражали дважды: и при избрании меры пресечения, и при продлении срока содержания ее под стражей — и обжаловали в кассационном порядке решение суда о продлении. Но решение было принято в пользу прокурора тогда, когда она уже умерла. Через меня проходят дела, я знаю, люди совершили экономические преступления, но не такого уровня, чтобы держать их под стражей по месяцу, по году. Нет необходимости проходить школу преступности, сидя в следственном изоляторе.  

(Из выступления на конференции газеты «Ведомости» по развитию малого и среднего бизнеса)

Автор — первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+