В среду, доведя свою капитализацию до $222 млрд и обогнав Microsoft ($219 млрд), Apple стала самой дорогой технологической компанией мира. В США осталась только одна компания дороже нее — нефтяной гигант Exxon. И хотя такие вещи случаются нередко, нынешний случай особый. Для технологической отрасли перемена мест может стать историческим событием. По меньшей мере все необходимые ингредиенты для этого налицо. Во-первых, богатое происшествиями прошлое (и долгая история соперничества), во-вторых, туманное будущее, на которое торги 26 мая могут оказать самое непосредственное влияние, и, наконец, поведение участников. С тем, что мир никогда уже не будет прежним, согласна не только ликующая Apple, но, кажется, даже и Microsoft. Судя по некоторым событиям последнего времени, Microsoft принимает успехи конкурента слишком близко к сердцу и этим только ухудшает свое положение.
Прошлое
Последний раз Apple стоила больше, чем Microsoft, в 1989 году. Но длилось это недолго и быстро забылось. К 1996 году, когда в компанию вернулся ее основатель Стив Джобс, дела ее шли хуже некуда. В 1997-м, когда Microsoft вложила в конкурента $150 млн и сделала операционную систему Windows совместимой с компьютерами Macintosh, это смотрелось как чистая благотворительность — калифорнийская компания и близко не могла конкурировать с гигантом из Редмонда. Капитализация Apple отставала от конкурента в 20 раз.
Со временем разрыв только увеличивался. Перед взрывом пузыря доткомов 10 лет назад капитализация Microsoft достигла отметки в $500 млрд — на пути у Билла Гейтса не было ничего и никого, и даже антимонопольные органы тушевались перед могуществом Microsoft. Стив Джобс в то время собирался выпустить на рынок свой первый неказистый iPod.
Что было дальше, можно увидеть в витрине любого магазина электроники: с одной стороны, многочисленные поколения iPod, iPod touch, iPhone и, наконец, iPad, с другой — успешная Windows XP, отход Билла Гейтса от управления компанией, провальная Vista и некоторое оживление после кризиса, породившее Windows 7 и ее мобильную версию. За 10 лет акции Apple выросли в 50 раз — кто-то подсчитал, что если бы покупатели первых iPod потратили эти деньги ($400 по состоянию на октябрь 2001 года) на акции Apple, то сейчас у них было бы почти по $12 000 — целая «Волга», сказал бы Чубайс.
За последние три года чистая прибыль Apple утроилась, а прибыль Microsoft выросла на 16%, и есть все основания полагать, что по меньшей мере в ближайшем будущем тенденция не изменится. На это ставят участники рынка.
Настоящее
Сейчас Microsoft не может похвастаться такими успехами, как конкурент. Новая операционная система Windows 7 — это большая удача, но кардинально увеличить продажи она сможет не сразу, потому что слишком уж ориентирована на корпоративных клиентов. А на потребительском рынке у Microsoft нет ничего нового. Осенью появятся знаменитый проект Natal для приставок Xbox и телефоны с Windows 7 Phone. Но когда они попадут на рынок, Apple будет далеко впереди. За неделю в мире продается 250 000 iPhone, и Apple с каждым кварталом увеличивает свою долю на самом быстрорастущем технологическом рынке — рынке смартфонов. Презентованный в январе и выпущенный в апреле iPad разошелся в числе 1 млн экземпляров за первый месяц, и сейчас продается по 200 000 в неделю. Apple приходится постоянно откладывать начало официальных продаж устройства за пределами США и сроки отгрузки поступающих заказов. На рынке планшетных компьютеров, добравшемся до отметки $1 млрд за неполные два месяца жизни, у Apple просто нет конкурентов.
Впрочем, даже если Microsoft и отстает от Apple (и даже Google) в части новинок, компания до сих пор может дать им фору в финансовых показателях. И по выручке ($58 млрд против $35,5), и по чистой прибыли ($14,6 млрд против $5,7 млрд) Microsoft с запасом опережает Apple — и даже при сохранении нынешних неутешительных тенденций разница никуда не денется меньше чем за три года. Кроме того, на счетах Microsoft скопилось почти $40 млрд свободных средств. На эти деньги можно купить сотни компаний и создать десятки новых продуктов. Если, конечно, правильно ими воспользоваться.
Будущее
Недавно Boston Consulting Group проводила опрос CEO 1500 компаний. Они должны были выбрать самую инновационную компанию в каждой отрасли. Почти предсказуемо топ-менеджеры отдали пальму первенства Apple, причем сразу в двух отраслях — потребительской электронике и технологиях и телекоммуникациях. Microsoft заняла третье место среди технологических компаний. Если мнение коллег-менеджеров имеет для CEO Microsoft Стива Баллмера хоть какое-то значение, ему впору схватиться за голову. Потому что исследовательский бюджет его компании в восемь раз больше, чем у Apple, в абсолютных цифрах ($8,6 против $1,1 млрд) и примерно в шесть — в относительных (14,6% от выручки против 2,3%).
Огромное количество денег уходит просто никуда. Сам Баллмер недавно признал, что вся разработка Windows Vista была бегом на месте.
У Microsoft есть и воля, и средства для того, чтобы вернуть привычный ход вещей. Нужно только понять, к чему приложить силы. И как раз тут события последних дней могут сыграть с компанией злую шутку. Во вторник, когда возвышение Apple еще не случилось, но было уже неизбежно, Баллмер сменил руководителя отделения развлечений и мобильных устройств Microsoft. Этот шаг, очевидно, призван вернуть компанию на рынок смартфонов, который сейчас стремительно завоевывают Apple и даже Google.
С одной стороны, решение Баллмера вполне логично: рынок мобильных устройств растет на десятки процентов в год. С другой — время принятия решения намекает на то, что глава Microsoft принял последние события слишком близко к сердцу. После того как Apple обогнала его фирму за счет мобильных устройств, он пытается вскочить в тот же самый поезд, уже отходящий от станции. Какой смысл соревноваться с Apple по его правилам? Стив Джобс не только обогнал весь мир, но и показал, что у него есть талант к производству отличных мобильных устройств. И в погоне за непрямым конкурентом Microsoft рискует упустить прямых, разрабатывающих офисные программы и операционные системы для обычных компьютеров. На том самом рынке, который приносит компании большую часть ее космических прибылей.
Microsoft вынесла из своего поражения неправильный урок. Уж если копировать Apple, стоило для начала попытаться вернуть в компанию ее основателя. Кое-кому это здорово помогло.