Об усилении роли Федеральной антимонопольной службы в регулировании цен
Вчерашнее решение Высшего арбитражного суда по делу ТНК-BP придает определенную дополнительную силу всем решениям и искам, которые ФАС ранее предъявляла и будет предъявлять в будущем компаниям. Неважно, будут это представители нефтяной отрасли, рынка ритейла и т. д., — после вчерашней победы в суде можно говорить о том, что будущие дела, которые ранее компаниями успешно оспаривались, теперь могут быть решены точно так же, в пользу ФАС. Несмотря на то что российская правовая система не является прецедентной, в России решения такого уровня так или иначе носят как минимум рекомендательный характер. Нужно понимать, что на этот пример будут смотреть. Отсюда мы имеем своего рода квазипрецедентность, которую в будущем должны учитывать компании.
Для рынка в целом это очень важный сигнал. Объясню почему. С одной стороны, это повышает риски ухудшения ситуации в целом. Раньше многие дела, которые возбуждались ФАС, компании решали в свою пользу. Даже начисление штрафа означало скорее не уменьшение чистой прибыли компании, а определенную процедуру довольно длительных судебных заседаний. Все это позволяло компаниям не очень сильно бояться ФАС. Сейчас эта ситуация может грозно и кардинально измениться.
С другой стороны, понятно, что ФАС не должна регулировать уровень цен на рынке. Если это рынок, то и цены должны определяться по-рыночному: готовы люди на заправках покупать бензин по 50 рублей за литр или не готовы?! Если хозяин заправки установил цену на бензин 100 рублей за литр и у него по этой цене бензин купили, то это не является нарушением, особенно если он не имеет доминирующего положения на рынке. Исходя из этого, на мой взгляд, ФАС должна заниматься регулированием рыночных долей. В этом плане решения ФАС, которые будут рекомендовать или предписывать снизить долю, — решения, обязывающие компанию продать часть собственной розничной сети (к примеру, мини-маркетов или АЗС), или снизить объемы собственной поставки на рынок, или выделить в отдельное юридическое лицо какую-то компанию, — вот это стало бы существенно более радикальным способом воздействия на финансовые и на операционные структуры компании в перспективе. И это относится не только к топливному рынку, а ко всем секторам экономики.
Сейчас важно понять, что еще одно решение Высшего арбитражного суда в пользу Федеральной антимонопольной службы будет явно говорить о зарождении нового тренда и успешной его реализации. По логике в очереди на рассмотрение Высшим арбитражным судом лежат и ожидают своего часа все дела, которые ФАС проигрывала в свое время нефтяным компаниям. И тут уже совокупные иски будут не на один десяток миллиардов рублей. Если суммировать все, что накопилось с 2008 года, то это будет не очень хорошо ни для «Роснефти», ни для «Газпром нефти», ни для всех остальных. Это уже скажется на денежных потоках. Если смотреть поквартально, то сумма в несколько миллиардов рублей будет являться существенной для чистой прибыли.
Нужно учитывать еще одно: если успешность действий ФАС возрастет, то вполне возможно, что суммы штрафов тоже увеличатся. Поэтому на розничном рынке нефтепродуктов сейчас можно ожидать замедления темпов роста цен. По крайней мере, скачков на 50 копеек разом, как это было на заправках в регионах, уже не будет. Теперь это скорее будет происходить постепенно, к примеру, в течение недели.
До тех пор пока штрафы будут меньше, чем чистая прибыль в совокупности по группе, получаемая в результате отдачи использования схем, которые ФАС может считать нарушением антимонопольного законодательства, — до этих пор никаких серьезных изменений не будет. Потому что в них нет смысла. Сейчас штрафы воспринимаются как плата за дополнительную прибыль, грубо говоря, как налог на монополизм, на сверхприбыль. Это позволяет кормить компании внутри группы и работать по старым схемам, смена которых потребует времени, сил и новых вложений.
Но в целом создается впечатление, что идет явное усиление роли ФАС в регулировании. Возможно, все же усилия руководства ФАС по увеличению собственной значимости увенчались успехом. Раньше ФАС рассматривалась как система, которая тем или иным образом может мешать развитию компании, видит сговоры там, где их нет, и которая при этом не умеет работать в суде. Такая репутация позволяла компаниям ее не бояться. Победы в Высшем арбитражном суде позволят улучшить образ ФАС и сделать его более страшным в глазах компаний. Для этого нужно решение ВАС в пользу ФАС еще по одному сходному делу. И если, к примеру, оно также будет касаться рынка нефтепродуктов, мы получим подтверждение, что на уровне судебного руководства и правительства есть четкое понимание и желание действительно умно и тонко регулировать цены.