Было время, когда я почти постоянно испытывала стресс из-за нехватки времени. Меня преследовал образ жонглера, который пытается удержать в воздухе слишком много разнообразных предметов, но ему это плохо удается. Что-то регулярно падает на землю, вызывая жесточайшее чувство вины.
Я даже хотела записаться на тренинг по тайм-менеджменту, но в отделе персонала меня отговорили: я, мол, давно переросла подобные тренинги, и нужно искать другой выход. Перелом наступил после того, как подруга, талантливый психолог и просто мудрая женщина, заметила мне: «Время и энергия, отпущенные нам вообще и на каждый день в отдельности, ограничены, и надо тщательно выбирать, на что или на кого их стоит потратить».
Это не бог весть какое открытие, но слова, сказанные в нужный момент, возымели действие. Я вдруг очень ясно ощутила, что природу обмануть невозможно и что, вместо того чтобы составлять бесконечный список дел желательных, нужно сосредоточиться на том, что действительно имеет значение.
Я стала планировать день примерно так, как рекомендует Лео Бабута (автор блога http://zenhabits.net) в своей книге The Power of Less: the fine art of limiting yourself to the essential… in business and in life. Вместо того чтобы расписывать день по часам и минутам, просто задавать приоритеты — не больше трех в день, с них начинать, а на остальное тратиться по остаточному принципу. Кстати, под таким углом зрения очень быстро обнаружилось, что большинство запланированных дел можно безболезненно отменить вообще (особенно это касается всякого рода летучек, встреч, телефонных звонков, электронных писем и пр.), сократить по времени или поручить другим людям.
Самые свежие теории по тайм-менеджменту строятся, кстати, на том, что управлять нужно все-таки не временем, а энергией. Американский нейрофизиолог Натаниэл Клейтман, всю жизнь посвятивший изучению сна, в своей книге Sleep and Wakefulness описал открытые им 90-минутные циклы, в течение которых мы переходим от одной фазы сна к другой. А его последователи вывели, что 90-минутный ритм имеет значение и во время бодрствования — это вообще оптимальный интервал для сосредоточения, после которого организму нужен отдых или хотя бы переключение.
Как ни странно, выбор приоритетов — далеко не самая простая вещь. Часто мы не очень хорошо понимаем, что действительно для нас важно — именно для нас, а не для начальника, родственников, священника или, скажем, президента — и чего мы на самом деле хотим. А ведь по-хорошему, прежде чем выбирать приоритеты на день, нужно определить их на неделю, месяц и даже год. Бабута советует вписывать в долгосрочные планы только то, чего действительно очень хочется, — остальное все равно не сбудется.
Кстати, привычка размышлять о приоритетах полезна и с другой точки зрения. Когда Йозеф Кнехт, герой романа Германа Гессе «Игра в бисер», вдруг осознал, что теряет почву под ногами, что все его прежние идеалы обесценились, что цель жизни стала казаться пустой и бессмысленной, он пошел за помощью к своему учителю. Причина проблем (психологи назвали бы их «экзистенциальным кризисом»), сказал учитель, в том, что Кнехт пренебрег обязательной для всех обитателей Касталии традицией ежедневных медитаций — спокойных, без суеты размышлений о сущностном: о том, кто ты есть, что делаешь и почему делаешь именно это; не слишком ли суетишься; соответствует ли твоя жизнь твоим мечтам и устремлениям, хочешь ли и дальше жить именно так или такая жизнь тебя совсем не устраивает...
Регулярные размышления о приоритетах, возможно, не только помогут более толково расходовать время и энергию, но и уберегут от того, чтобы, однажды остановившись, мы обнаружили, что значительная часть жизни уже позади и прошла она совсем не так, как нам хотелось.
Автор — главный редактор журнала Harvard Business Review Россия и книжного издательства United Press