Президент Виктор Янукович не исключает, что «Южный поток» — это способ давления на Украину. Я думаю, «Газпром» и премьер РФ не блефуют. Дело в том, что для подачи газа в обходной газопровод «Газпрому» нужно построить около 4400 км газопроводов, связывающих полуостров Ямал с побережьем Черного моря. Чистый доход подрядчиков и посредников «Газпрома», участвующих в этом мегапроекте, составит не менее $15 млрд. После прихода команды Миллера при рассмотрении различных инвестиционных проектов «Газпром» ни разу не выбрал вариант, сокращающий доходы посредников. У меня нет оснований считать, что «Газпром» нарушит традицию и откажется от «Южного потока» с его многомиллиардными подводящими газопроводами.
В случае строительства South Stream объединение газовых компаний будет означать, что «Нафтогаз» просто отдаст «Газпрому» часть украинского газового рынка и контроль над украинскими газопроводами. Контроль над трубой нужен «Газпрому» для того, чтобы Украина не смогла закупать газ из других источников — например, терминалов СПГ в Хорватии, Румынии и Польши, или из газопровода Nabucco.
Стоит пояснить, что 30-процентная скидка на самом деле сравняла цену на газ для Украины со средней ценой российского газа в Германии (за вычетом расходов на транзит через Чехию, Словакию и Украину). Новая цена по-прежнему не учитывает тот факт, что в отличие от Германии Украина закупает большую часть газа летом и закачивает его в свои ПХГ. Цена на газ, предназначенный для закачки в ПХГ, должна быть на $80–100 ниже, чем на газ, закупаемый «по потребности». Можно еще добавить, что цена на российский газ сейчас выше средней европейской.
В общем, пока есть план строительства «Южного потока», никакого объединения не будет.