«Никогда не прощу себе, если мы упустим этот шанс стать нормальным государством», — сказал мой знакомый, известный киргизский журналист, после революции 7 апреля. «Кажется, мы его все-таки упускаем», — продолжил он свою мысль 14 мая, после того как сторонники Курманбека Бакиева сначала захватили юг страны, а потом были выбиты оттуда правительственным спецназом.
Киргизия действительно должна была стать «Среднеазиатской Швейцарией» при первом президенте Акаеве — но сбилась с этого пути. Потом могла стать демократическим анклавом, зажатым между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, когда «революция тюльпанов» привела к власти Бакиева. Но вторая попытка тоже провалилась. Сейчас третья попытка, и все еще хуже, чем раньше.
Во-первых, временное правительство совсем не монолитно. Его главой месяц назад и стала интеллигентная Роза Отунбаева, потому что мужчины — лидеры оппозиции решили отложить личные разборки на потом. Теперь, оказавшись у власти, они тихо начинают перегрызать друг другу горло за право быть президентом.
Сторонники свергнутого президента Бакиева — как талибы, воюющие против американцев в Афганистане, — сначала испарились, а спустя месяц вновь начали вылезать из всех щелей. И временное правительство, похоже, вот-вот сорвется — и постарается задавить контрреволюцию совсем не демократическими методами.
Но самое страшное то, что у идеи киргизской демократии есть несколько сильных врагов. Это руководители соседних авторитарных государств — в первую очередь Нурсултан Назарбаев. В тот момент, когда Бакиева свергли, Казахстан перекрыл границу с Киргизией. Учитывая, что Бишкек находится в сотне километров от Алма-Аты и живет за счет торговли с Казахстаном, это означает: Назарбаев просто перекрыл соседям-революционерам кислород. Официальная версия Казахстана: граница не будет открыта, пока ситуация в Киргизии не стабилизируется. Но она наверняка не стабилизируется, пока не откроется граница. Именно киргизские торговцы с рынков стали главной движущей силой последней революции. Они свергли Бакиева и, если граница не откроется, рано или поздно свергнут и временное правительство.
Нового шанса стать хоть каким-то государством у Киргизии, наверное, уже не будет. Может, анархией, может, сателлитом Казахстана.