Авария на шахте «Распадская» (основной добывающий актив одноименной угольной компании), случившаяся в прошлую субботу, отразилась на котировках ее акций во вторник — первый рабочий день после праздников. Реакция инвесторов и трейдеров была панической. Акции подешевели со 173 рублей (на закрытии в пятницу) до 130 рублей — на 25%.
Насколько оправданна была такая реакция? До аварии целевые цены акций «Распадской» были намного выше текущих: аналитики инвестиционных компаний считали справедливым уровень в 230–350 рублей. Даже полное закрытие аварийной шахты выведет целевые цены на уровень 120–180 руб. Но это крайний вариант, всерьез не рассматривавшийся: даже после катастрофических разрушений шахту можно восстановить.
Фундаментально акции «Распадской» по-прежнему сильны. Несмотря на то что авария произошла на основной шахте компании, обеспечивающей около 70% добычи угля (10,8 млн т в 2010 году), аналитики инвестиционных компаний не теряют оптимизма относительно будущего «Распадской». По их общему мнению, шахта с большой вероятностью будет восстановлена. «Финам» понизил целевую цену акций компании лишь на 10% (до $7,4), Credit Suisse — на 13–30% ($6,5 при худшем сценарии, до $8 при лучшем).
А значит, и акции компании, которую аналитики «Финама» считают безусловным лидером отрасли по операционной эффективности, имеют хорошие перспективы роста.
Инвесторы услышали эти доводы: цена акций «Распадской» подскочила до 143 рублей, а позже — до 150 рублей. Если бы дело происходило в другой стране, их потери, скорее всего, этим бы и ограничились. Но в России существуют и специфические риски, связанные со слабой защитой прав собственности.
У всех в памяти похожая ситуация с «Уралкалием». В результате аварии он тоже понес серьезные потери, но не только из-за необходимости проведения ремонтных работ и расширения оставшегося производства. Жесткую позицию заняло правительство: авария привела к сокращению добычи, а значит, и к сокращению поступлений НДПИ в бюджет. Этот налог и был начислен — в размере 600 млн рублей. Кроме того, компании пришлось (по официальной версии — добровольно) потратить еще 8,8 млрд рублей на компенсацию расходов, связанных с аварией и строительством новой железной дороги.
Давление со стороны высокопоставленных чиновников — специальную комиссию возглавлял вице-премьер Игорь Сечин — привело к падению цены акций «Уралкалия», намного большему, чем сама авария на руднике. Сравните: после аварии в октябре 2006 года акции «Уралкалия» в РТС подешевели с $2 до $1,5 и довольно скоро вернулись на прежний уровень. После того как было обнародовано решение комиссии Сечина, акции компании упали в течение следующих 10 торговых дней с $3,25 до $0,8.
Неудивительно, что после аварии на «Распадской» одной из основных тем стали не подсчеты потерь и необходимых инвестиций, а рассуждения о том, будет ли власть требовать от основных владельцев компенсации недополученных налогов, расходов на социальное обеспечение горняков или оплаты ущерба, нанесенного природе.
На мой взгляд, не будет. В чем же причина моего спокойствия? Посмотрите на состав акционеров «Распадской». Ключевой владелец акций — «Евраз груп» (40%). Самая большая доля в «Евразе» (около 36% акций) принадлежит Роману Абрамовичу. Рискну предположить, что государство не только не будет требовать чего-то с компании, но и, наоборот, выделит средства на восстановление производства и решение сопутствующих проблем.
Автор — создатель Интернет-журнала Superinvestor.ru