Падение рынков в конце апреля — начале мая 2010 года вызвало в памяти инвестиционной общественности старое выражение Sell in May and go away, стоящее в ряду прочих «народных примет» и советующее на летнее время избавляться от инвестиций в акции.
Человеку свойственно мистифицировать мир, особенно там, где знаний не хватает, а ставки высоки. Приметы — яркий пример такой мистификации. Наиболее изученными являются спортивные суеверия. Вспомните примету «горячей руки» в баскетболе (считалось, что у игрока, забросившего первый штрафной бросок, выше шансы забросить следующие) или выражение «дома стены помогают» (на своем поле команда якобы играет лучше). Знаменитые ученые математики в конце прошлого века анализировали ряды результатов по целому ряду примет и убедились: статистически приметы неоправданны.
Аналогично дело обстоит и в мире финансов — множество примет (числа Фибоначчи и прочие элементы технического анализа) еще никому не помогли стать богатым. Да и если бы какая-то примета работала, очень быстро группа первооткрывателей, играя с плечом, подмяла бы под себя весь рынок и сказочно разбогатела. Такого, однако, не произошло ни разу. Как только кто-то начинает играть на открывшейся возможности (например, поняв некую закономерность), вслед за ним устремляются многочисленные инвесторы. Это меняет спрос, предложение и цены, и закономерность перестает работать.
Примета Sell in May связана с одним двадцатилетием (восьмидесятые — девяностые годы прошлого года), когда на американском фондовом рынке акции росли с ноября по апрель в течение 19 из 20 лет, прибавляя в среднем по 12,5% в год. В оставшуюся часть года они росли только в течение 10 из 20 лет (средний прирост — 1,5%). Непонятно, с чем была связана такая сезонность, и вполне возможно, что у нее не было никакой причины — просто статистическая аномалия, вероятность которой примерно 5%. Учитывая, что американский фондовый рынок существует уже более 100 лет, нет ничего удивительного в такой аномалии. В XXI веке эта закономерность уже не действует — рынок США растет в летний период в 70% случаев, а в зимний — только в 60%.
По российской статистике (ее как-то приводила «Тройка Диалог»), лучший период рынка — второй квартал. С 1996 года рынок рос с февраля по июнь в среднем на 26%, и лишь в 1998 году он в этот период значительно упал. Четвертый квартал на втором месте: рынок поднимался в среднем на 18%, причем рост был почти в 80% случаев. Третий квартал — худший. В этот период рынок падал в среднем на 6%. Но квартальная зависимость, которую можно было бы объяснить массовыми отпусками инвесторов, также весьма сомнительна. Кстати, индекс ММВБ в этом веке ровно пять раз завершал май в плюсе и пять раз — в минусе.
Что касается мая 2010 года, мы имеем дело с обычным перегревом рынка, который в наше время избыточной ликвидности случается часто и будет случаться часто в дальнейшем. Сезонность здесь ни при чем. Пока не установится экономический цикл и на фондовом рынке не появятся здоровые, а не случайные деньги, волатильность будет высокой, а ее периоды будут непредсказуемы.
Сегодня нет никаких фундаментальных, тем более сезонных, причин для падения рынков — Греция, очевидно, является просто предлогом. Говорить о проблемах в маленькой периферийной стране, дающей еврозоне 2% ВВП, как о причине спада смешно. Если бы завтра все греки просто перестали работать и даже существовать, мировая экономика вряд ли бы это заметила. Вся проблема в том, что дешевые деньги, неспособные попасть в реальный сектор, распирают фондовые рынки. С этим связаны периоды быстрого их роста. А резкие провалы связаны со страхами инвесторов, которые сильно реагируют на любой негатив.
Аналитикам же, с готовностью предсказывающим сейчас длительный спад и снижение рынков до глубокой осени, я бы напомнил их собственную эйфорию в начале 2008 года и их собственные апокалиптические прогнозы в начале 2009-го. Пора перестать верить в приметы и признать: мы не умеем предсказывать будущее, даже фондового рынка. И, как и раньше, лучшей стратегией работы остается инвестировать на основе фундаментальных моделей и выводов и хеджировать инвестиции в момент высокой волатильности, по возможности не поддаваясь панике и не слушая аналитиков.