На этой неделе случились три события, относящиеся к предмету моих научных интересов.
Московская гордума приняла в третьем, заключительном, чтении Генплан Москвы на ближайшие 15 лет.
На 40% (с прежних 159 до 224) увеличено количество московских улиц, контролируемых ФСО на предмет «обеспечения безопасности Охраняемых Лиц и надлежащего содержания маршрутов их передвижения».
Ю. М. Лужков посетил столицу дружественной Венесуэлы город Каракас.
Что общего у этих новостей? Все три хорошо иллюстрируют способы взаимодействия верховной власти, городского начальства и нормальных граждан в самом крупном мегаполисе России. Точнее — полное отсутствие взаимодействия: верхи, начальники и низы существуют в трех параллельных мирах.
Все, что я хотел сказать о Генплане-2025, мною уже сказано. Единственное, о чем жалею, так это о незаслуженном комплименте, который я высказал в адрес главного архитектора Москвы А. В. Кузьмина. В конце прошлого года в Общественной палате РФ обсуждали участие общественности в регулировании градостроительной деятельности. Наибольшее впечатление произвел тогда снятый питерскими документалистами фильм, посвященный общественным слушаниям по Охта-центру. В нем были замечательные кадры. Сначала ленфильмовская массовка, вполне легально нанятая инициаторами стройки, загодя заполняет клубное помещение, в котором назначены слушания, потом питерский ОМОН разгоняет местных интеллигентов (историков, краеведов, архитекторов…), желающих в этих слушаниях поучаствовать. Под впечатлением от просмотра я поблагодарил г-на Кузьмина за то, что при всей недостатках проведения публичных слушаний по Генплану-2025 московские мероприятия, к счастью, обошлись и без ОМОНа, и без подсадной массовки.
Увы, я ошибся: в день окончательного принятия Генплана московский ОМОН все-таки появился у здания городской думы — надо же поработать с общественным мнением.
Без массовки тоже не обошлось. Она появилась на Экспертно-консультативном общественном совете (ЭКОС) при Главном архитекторе Москвы, где пару недель назад обсуждался один из крупных проектов реконструкции центральной части города, предусмотренных тем же Генпланом-2025. Обсуждение было вполне корректным и даже респектабельным. Председательствовал президент Академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев, участвовали академики РААСН и маститые архитекторы. Вместе с ними свои профессиональные соображения «за» или «против» высказывали археологи и экологи, специалисты по охране памятников, геологии грунтов и инженерным коммуникациям…
В ходе обсуждения вырисовывалась очевидная для профессионалов необходимость в дальнейшей проработке предложенного проекта, либо в выдвижении альтернативных идей. Но когда повестка казалась уже исчерпанной, председательствующий предоставил слово неким молодым общественникам. Они дружно поддержали «замечательный проект» и столь же дружно осудили критиканов, мешающих московскому правительству и инвесторам осуществить его как можно скорее на радость столичной молодежи.
На мой недоуменный вопрос, обращенный к одному из организаторов заседания: «Не стыдно ли?» — заслуженный архитектор ответил: «А какие, собственно, проблемы? Ваша общественность «против», зато наша — «за».
Теперь об улицах, взятых под контроль ФСО. Авторитетнейшие урбанисты старшего поколения неоднократно обращались к федеральным властям с просьбой взять под контроль разработку, экспертизу и утверждение Генплана Москвы — такая практика существует для аналогичных документов, принимаемых во всех прочих мировых столицах.
Ответ федеральной власти оказался не столь изощренным, сколь практичным. Ну, в самом деле, зачем влезать в городские дела на уровне многотомных занудных градостроительных документов и экзотических дискуссий на ЭКОСе? Куда как эффективнее заняться конкретными фрагментами территории города, которые люди из федеральной власти используют для работы, отдыха, проживания и проезда.
Публикацию списка из 224 московских улиц, относящихся к ведению ФСО, можно рассматривать как робкий, но вполне реальный шаг к формированию «федерального округа Москва» наподобие District of Columbia. Осталось взять под федеральную опеку не только внешний вид фасадов, замки на чердачных помещениях и паспортный режим для уличных торговцев, но и регулирование градостроительной деятельности на этой территории. Кто его, знает, быть может, федеральные власти управятся с этим делом лучше московских.
И, наконец, о визите Лужкова в Каракас. Замечу, что этот город — одна из редких в мире столиц, которая «едет» еще медленнее Москвы. В самых автомобилизированных городах мира (Нью-Йорк, Сеул, Лондон, Амстердам, Мадрид) средняя скорость сообщения находится в диапазоне 30-40 км/час; в Москве и Каракасе, где автомобилей на душу населения кратно меньше, та же скорость составляет соответственно 22 км/час и 18 км/час. Есть еще города на Земле, которым нужно учиться у Москвы науке и практике градостроительного проектирования, транспортного планирования и организации дорожного движения.
На любые возражения по поводу того, что учиться особо нечему, мэр мог бы с полным основанием ответить в духе своих архитектурных советников: «А это, смотря с чьей точки зрения! Это ваша общественность всегда «против», наша — всегда «за»».
Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства