Замначальника российского Генштаба Василий Смирнов сообщил, что Минобороны предлагает увеличить срок весеннего призыва граждан на военную службу до конца августа, поднять планку призывного возраста с 27 до 30 лет и внести ряд других изменений в систему комплектования Вооруженных сил. Главная причина в том, что российской армии остро не хватает призывников. Комментирует руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.
Призыв: имущественный и образовательный ценз
Россия сейчас вступила в демографическую яму, и в этой яме она будет находиться еще не менее 5–6 лет. В этой ситуации надо было четко понять, какая нам нужна армия, но прежде определить, какие существуют реальные угрозы.
Нам говорят, что НАТО враг, но на самом деле это не так. НАТО сократил свою группировку примерно на 60% (впрочем, российская армия тоже сократила московские и ленинградские округа — примерно на 40%). И реальный враг там, где конфликты — а они на юге, у наших южных соседей.
Раз мы вступили в демографическую яму, из нее можно выбраться двумя способами. Либо посчитать, какая нужна армия, и сократить призыв, либо ничего не считать и увеличить призыв. Мы пойдем по самому худшему варианту, если увеличим срок призыва до 30 лет и лишим всех студентов всяческих поблажек.
Оптимизация военного образования, которая предусматривает сокращение количества военных кафедр с нынешних 229 до 68, нанесет колоссальный урон в подготовке специалистов новых специальностей для российской армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке разорвать отношения с Министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры в 35 российских высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), которые будут готовить как офицеров запаса, так и офицеров для службы в Вооруженных силах.
На первый взгляд, логично при переизбытке офицеров запаса сократить лишние, по мнению военных, военные кафедры и студенческую армию в 170 000 человек, которая сейчас проходит обучение на этих кафедрах: ведь по некоторым специальностям за многие годы подготовлено до 17 мобилизационных комплектов.
На самом деле переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов по их отношению к службе в армии на три сорта. Выпускники «вузов 1-го сорта» (тех самых, где сохранятся военные кафедры) по окончании военной кафедры сразу будут отправлены в запас. В этот список вошли 12 столичных вузов, пять петербургских, по два учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще из 14 городов России.
Ко «второму сорту» отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать контракт с Минобороны. Контракт означает для них повышенную стипендию в период обучения (в пять раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не менее трех лет. Если же выпускник захочет расторгнуть контракт, ему придется возвратить стипендию в полном объеме.
Остальные вузы относятся к «третьему сорту». Их выпускники будут призываться и служить в армии на рядовых должностях. Фактически речь идет о введении (пусть негласно) своеобразного имущественного ценза: выходец из сельской местности, пусть одаренный и талантливый, но не имеющий средств (а поступить в московский или питерский вуз с периферийным образованием без взятки почти нереально), гарантированно попадает в армию на солдатские должности. Городские молодые люди при полном отсутствии способностей имеют возможность либо вообще избежать призыва, либо, получив образование в элитном вузе, сразу уйти в запас. Армия при этом превращается в «студенческую — рабоче-крестьянскую». Логика армейского руководства проста и понятна. «Нам не нужен командир взвода, подготовленный в гражданском вузе, а вот офицеры-интеллигенты, программисты, компьютерщики нужны, и по сути, они будут заниматься тем же делом, что на «гражданке», но только в военной форме с 9:00 до 18:00», — сказал начальник Службы кадровой и воспитательной работы Николай Панков. Хорошо бы — но в реальной жизни так не бывает.
Не останавливаясь на моральных оценках такого произвольного деления высших учебных заведений России, думаю, что эти списки нуждаются в серьезной корректировке по той простой причине, что это подрывает и безопасность России, и боеготовность армии.
В каком полку служить
Я много лет преподаю и в свое время проводил опрос среди студентов 1-3-го курсов — они все наотрез отказываются идти в армию. А вот студенты 4-го и 5-го курсов уже готовы пойти служить. Нужно понимать, что мальчик, который идет в университет в 18 лет, и уже почти мужчина, который его оканчивает в 23 года, — это два совершенно разных человека. Я убежден, что в России нужно изменить возраст призыва. Раньше служить забирали в 21 год. Дело в том, что мальчик в возрасте от 18 и примерно до 21 года конфликтует со всем миром, в том числе и с собой. Но если дать возможность человеку доучиться, то к 23 годам он, скорее всего, окончит вуз, а кто не хочет учиться, тот никогда и не будет. Нам нужно добиться двух вещей: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать возможность нашему военно-промышленному комплексу научить высокообразованных специалистов военному делу.
Но для этого армию нужно реформировать, модернизировать.
Армия, в сущности, не может проводить модернизацию. Я считаю, что надо поступить так, как поступал Петр I. Он понял, что стрелецкие войска не модернизируются. Он их оставил и стал создавать два полка —Семеновский и Преображенский. Из этих полков выросла новая российская армия. России сейчас нужно было поступать так же: оставить армию, которая не модернизируется, и заняться созданием новых отдельных частей и подразделений. Но Россия пытается создать новую армейскую структуру и построить новую систему вооружения — хотя уже трижды не выполняла программу по новым вооружениям.
Сейчас надо в первую очередь дать нашему ВПК образцы вооружения, которое действительно нужно армии. Военно-промышленный комплекс это вооружение должен создать — и отдать в приоритетном порядке в училища и академии. А когда офицеры и сержанты научатся обращаться с этим оружием нового образца, оно должно начать поступать в части. И только тогда можно будет говорить о реформировании армии.
На сегодняшний день министр обороны совершенно непригоден. То, что он пытается наладить контакт с обществом, совершенно понятно. Но то, как он это делает, у меня вызывает удивление. Все недоработки в устройстве российской армии сейчас уже совершенно очевидны. Когда начальник управления кадров не может объяснить, к чему должны готовить в военных училищах и академиях, это вызывает недоумение и наводит на мысль, что человек просто не знает предмета, за который ему поручено отвечать.
Военная наука на излете. В нынешнем году в российской армии не будет военных интеллигентов. Военный интеллигент — это человек, который отучился в училище, затем в академии, после этого окончил Академию Генерального штаба. Все командиры дивизий, полков, отдельных батальонов имели академическое образование. Сейчас ситуация складывается довольно интересная: сокращают курсы до одного года, объясняя это недостатком слушателей. Я убежден: получить академическое военное образование за один год невозможно. Пробовать обучить специалиста с высшим военным образованием за один год — бесполезно. При этом мы не обращаем внимания на солдат. Мы не понимаем, для каких именно целей служит наша армия, мы не посчитали, сколько нам нужно солдат и сержантов, мы не смогли подготовить военную технику, и мы до сих пор еще не имеем хорошей нормативной базы. К тому же мы говорим о контрактной армии. Лично я категорически против такой армии. Контрактники — это призывники, которые не смогли устроиться на работу. Мы серьезно люмпенизируем армейский институт.
Я исключительно отрицательно отношусь к предложениям Минобороны. Сначала мы должны определить угрозу. После этого необходимо определить состав армии — это невозможно сделать, не понимая угроз. Если мы сможем разобраться хотя бы с этими двумя пунктами, контракт сократится в два раза.