Договор о продлении базирования Черноморского флота РФ в Севастополе стоит признать сенсационным. Российская дипломатия очень давно не демонстрировала таких побед на постсоветском пространстве.
Самый важный вопрос
На мой взгляд, вопрос о базе ЧФ РФ в Севастополе являлся ключевым в российско-украинских отношениях. Это был одновременно вопрос статусный, престижный, политический (причем неясно, какой в большей степени — внутриполитический или внешнеполитический) и символический. Что самое важное — для обеих стран. Никакие уступки по газу, статусу русского языка, экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и т. д. не смогли бы перевесить изгнания флота из Крыма. Экономической составляющей здесь практически нет: цена аренды базы невелика, явно несопоставима с суммами газовых платежей. С военной точки зрения здесь еще понятнее: флот старый, маленький, заперт в небольшом море и как боевая единица в современных условиях особой ценности не представляет. Тот факт, что его вести было некуда — база в Новороссийске было явно не готова принять корабли в 2017 году, — был малозначителен: флот нельзя было уводить по политическим причинам.
Если бы Украина приняла решение о выводе ЧФ с базы в Севастополе, это, безусловно, спровоцировало бы серьезный скандал в отношениях России и Украины. Для Киева при «оранжевых» Севастополь и автономия Крыма — это символ русского влияния, слабости украинской государственности. Равно как для восточной Украины Севастополь — это напоминание о российском происхождении украинского государства, свидетельство прочности связей с Россией.
Уход из Севастополя Черноморского флота для российской элиты был немыслим: это означало бы дипломатическое поражение вернее, чем падение берлинской стены и расширение НАТО на восток вместе взятые. Это было бы одновременно признанием потери лидерства на постсоветским пространстве (или претензий на это лидерство), отказом от интеграционных процессов в отношении «славянских» республик бывшего СССР и политической слабости Кремля как таковой. Реакция Москвы на такое решение была непредсказуема — вплоть до попыток раскола украинского государства: лучше Крым без Украины, чем Крым без Черноморского флота. Другое дело, что есть очень большие сомнения в способности российского руководства воплотить в жизнь столь сложные планы.
Для Украины такое решение могло бы стать тестом для проверки украинской государственности — без гарантий пройти эту проверку. Вопрос о флоте мог бы еще углубить и без того глубокий раскол между востоком и западом страны.
Решение продлить аренду баз ЧФ РФ в Севастополе более чем на 20 лет снимает эти вопросы. Российско-украинские отношения и так крайне сложные; обострять их из-за старого, сомнительного с боевой точки зрения флота было бы неразумно как для полуавторитарного, заносчивого, но неэффективного российского режима, так и для нестабильного украинского. По прошествии 20 лет станет яснее, что делать с ЧФ в Севастополе. Может быть, и базировать уже будет нечего.
Флот за газ
Особый интерес представляет увязка вопроса по Черноморскому флоту с ценами на газ для Украины. Я не сомневаюсь, что для российских дипломатов это эталон переговоров: с помощью газа добиться уступок в других вопросах. Это один из редких примеров успешного использования «газового оружия». Вот бы так со всеми…
Побочным эффектом, однако, может стать головокружение от успехов: уверен, что из «газовой пушки» будет сделано много выстрелов, но вряд ли они попадут в цель.
Похоже, что для обеих сторон это соглашение выгодно. Украина получает вполне приличную скидку на газ — 30%; правительству Януковича — Азарова необходимо добиться каких-то явных успехов в экономике «здесь и сейчас». Скидка на газ для энергоемкой экономики Украины, к тому же ослабленной избирательной кампанией, может оказаться очень полезной. Для «Газпрома» эта скидка несущественна, особенно в долгосрочной перспективе. Учитывая, что ряд аналитиков предрекают «Газпрому» большие трудности в связи с появлением новых технологий добычи сланцевого газа, любой долгосрочный контракт для России — это благо.
Карт-бланш для Януковича
Новый украинский президент уже продемонстрировал свою пророссийскую ориентацию на деле. Я бы сказал, что с точки зрения российско-украинских отношений он может дальше предпринимать что угодно — хоть делать Бандеру дважды Героем Украины. Вопрос с Черноморским флотом был ключевым с политической точки зрения, и испортить отношения с Россией после решения этого вопроса будет уже очень сложно.
Развитие российско-украинских отношений будет далее зависеть от адекватности украинского и российского руководства. В первую очередь российского. Если Кремль не оценит важности этого решения, будет стремиться опять вести себя как слон в посудной лавке, возможно все. Было бы полезно оказать Януковичу корректную поддержку в ратификации этого договора в Раде, причем так, чтобы это не выглядело как вмешательство России во внутренние украинские дела.
Автор — политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге