Зачем глава РСПП Александр Шохин попросился в законопроектную комиссию правительства
В журналистской и даже профессиональной среде часто можно услышать мнение, что все законы пишутся в Кремле или Белом доме, а депутаты лишь штампуют уже принятые где-то решения, не оказывая существенного влияния на их содержание. Это правда, что Кремль через свое государственно-правовое управление оказывает заметное влияние на законодательную повестку дня парламента, а ключевым институтом согласования интересов является правительство, в одной из комиссий которого подводятся финальные итоги межведомственных согласований.
Недаром президент РСПП Александр Шохин в феврале поднял вопрос о включении себя как представителя бизнеса в состав комиссии правительства по законопроектной деятельности. Премьер-министр Владимир Путин включил Шохина в состав комиссии 20 февраля.
На самом деле представители крупного бизнеса, в том числе сотрудники РСПП и ТПП, на комиссии были всегда. Они активно участвуют в ее работе, получают все ее материалы, наравне с представителями госорганов. Поэтому, когда Шохин жаловался на то, что бизнес не может нормально вести работу по экспертизе законодательных актов, он немного лукавил. У любого нормального департамента по связям с органами власти в крупной корпорации, включая аппараты отраслевых комитетов РСПП, не только заблаговременно есть все ее материалы — ему известны все позиции ключевых министерств, которые готовятся заранее.
На заседании комиссии, которое проходит, как правило, по понедельникам в 15:00, присутствует порядка 150 человек. Действующих членов комиссии с правом голоса не более трети. Это руководитель комиссии вице-премьер Сергей Собянин, его заместитель, руководитель правового департамента правительства, полпреды президента и правительства в федеральном собрании, главы государственно-правового и внутреннего управления президента, многочисленные статс-секретари министерств, отвечающие за законотворческую активность своих ведомств, а также ряд других высокопоставленных чиновников. Помимо бюрократов в комиссию входят заместитель гендиректора госкорпорации «Росатом», директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве, а теперь еще и президент РСПП. Оставшиеся две трети участников заседаний присутствуют, но не голосуют: это влиятельные депутаты и сотрудники аппарата федерального собрания, представители парламентских фракций, а также всевозможные лоббисты, которые получили в нее доступ.
На комиссии формируется позиция правительства по законопроектам, которые рассматриваются на пленарных заседаниях Госдумы в среду и пятницу. За последние годы действительно сложно вспомнить случаи, когда депутаты голосовали иначе, чем это было согласовано на комиссии в Белом доме. По большому счету решение комиссии определяет процедуру голосования в парламенте. Это, однако, не означает, что депутаты отстранены от влияния на законопроекты, просто это влияние оказывается не в коридорах Госдумы, а в профильных министерствах и ведомствах при подготовке последними заключений на законопроекты депутатов. Такие заключения становятся основой для формирования позиции законопроектной комиссии правительства. Если замечаний на уровне министерств нет, то и решение комиссии будет положительным, что практически наверняка гарантирует успешное прохождение законопроекта через коридоры законодательной власти. Поэтому все профессиональные лоббисты, занимающиеся продвижением законопроектов, выстраивают отношения именно с профильными для их работы ведомствами, но в случае разногласий или конфликтов на низовом уровне выходят на верхний политический уровень принятия решений — заседание комиссии. Происходит это довольно часто, профессиональные законодатели, которые хотят быть услышаны, регулярно выступают со своим особым мнением, с желанием изменить позицию правительства или по крайней мере отложить рассмотрение вопроса.
Таким образом, став «депутатом параллельной думы», Шохин подтвердил репутацию самого влиятельного российского лоббиста.
Автор — руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти